Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Свежие новости

  • Вахтанговский театр закрыл сезон на улице
    Вахтанговский театр закрыл сезон на улице
  • Вуди Аллен допустил завершение карьеры
    Вуди Аллен допустил завершение карьеры
  • Участник «Голоса» Арсен Мукенди рассказал о превращении в россиянина
    Участник «Голоса» Арсен Мукенди рассказал о превращении в россиянина
  • В России снимут сериал о фермере, живущем на Марсе в кибердеревне
    В России снимут сериал о фермере, живущем на Марсе в кибердеревне
  • Умер народный артист России Николай Кубарь
    Умер народный артист России Николай Кубарь
  • Фильм о выжившей в авиакатастрофе «Одна» снова возглавил российский прокат
    Фильм о выжившей в авиакатастрофе «Одна» снова возглавил российский прокат

Listis

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход игра история итоги кино кинофестиваль концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание особенность отказ открытие планы поздравление показ показатели постановка премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль статистика фестиваль фильм юбилей

В мире

Татьяна Алешичева о том, как Джон Уотерс разделался с 1950-ми и сделал их бессмертными

3 апреля 2020 | Рубрика: Кино | Нет комментариев
Татьяна Алешичева о том, как Джон Уотерс разделался с 1950-ми и сделал их бессмертными

Джон Уотерс, крестный отец современного трэш-кино, давно стал классиком, которого проходят в киношколах. В 2016-м весь мир отмечал его 70-летие, а на следующий год Линкольн-центр с триумфом провел его ретроспективу. Юбилеи фильмов Уотерса, при выходе регулярно объявлявшихся чуть ли не порнографией, празднуют с не меньшим усердием: каждый из них стал вехой в борьбе с международным пуританством и диктатом так называемого хорошего вкуса. В этом году 30 лет исполнилось «Плаксе» с Джонни Деппом. Татьяна Алешичева рассказывает, как Уотерс, построивший карьеру на издевательствах над всем святым, что есть у западной цивилизации, не побоялся высмеять свое собственное детство в послевоенной Америке и заодно продемонстрировал убожество любых ностальгических настроений

На дворе 1954 год. В кадре — Балтимор, родной город режиссера Джона Уотерса. В средней школе подростки разделились на два лагеря — или скорее на две банды. И это вам не какие-то одинаково безнадежные, маргинальные «Акулы» и «Ракеты» из «Вестсайдской», тут водораздел проходит по линии красоты и буржуазности: Чистюли против Грязнуль, люмпены против хозяев жизни. «Грязнули» — настоящее сборище фриков. Три наглые девицы: одна — беременная третьим ребенком школьница. Другая — оторва, у которой на лбу написано «я всякое видала», еще бы — играет ее Трейси Лордс, начавшая карьеру порноактрисы в пятнадцать. А третья и вовсе уникум — королева красоты наоборот по прозвищу Топорик: у актрисы Ким Макгуайр, заменившей Уотерсу безвременно умершего Дивайна, такая гротескная внешность, что хоть святых выноси, а тут еще и дикая боевая раскраска на лице. После Уотерса она перекочует на съемочную площадку к Дэвиду Линчу в сериал «В прямом эфире», тоже ностальгирующий по 1950-м, и там без макияжа будет казаться почти красавицей. Но Джон Уотерс пленных не берет. Он палит изо всех стволов, и финальный выстрел в сердце — появление в кадре божественно красивого Джонни Деппа в роли самого Плаксы. Он является под отчаянный вой саксофона этакой эманацией Элвиса: самый красивый парень 1990-х смотрится тут пародией на самого красивого парня 1950-х.

«Все люди выглядят лучше под арестом»,— считает Уотерс. И помещает Плаксу в тюремный антураж, а точнее — прямиком в фильм Элвиса «Тюремный рок» (1957). Только там, где король рок-н-ролла пел роскошным баритоном, Депп пищит дурацким дискантом. В попытке побега выползая из канализационного люка, он теряет штаны. Уотерс попросил своего артиста широко расставить ноги и снял его трусы крупным планом — вот вам ваша героически набриолиненная маскулинность и ваши красавцы, под заводной рок-н-ролл трясущие бедрами — и не только: Траволта в «Бриолине», открывшем парад ностальгии по 1950-м десятилетием раньше, проделывал и вовсе непристойные телодвижения. Но вернемся к Элвису и отчаянной пародии на его фильмы — что греха таить, половина из них действительно были дурацкими. В «Плаксе» Уотерс превратил фетиши 1950-х в гротеск — но не так ли и в самом деле работает память? Не она ли в качестве воспоминаний детства подсовывает нам подмену, выцветшие полароидные снимки с какими-то странными яркими деталями? Уотерс, очень любивший короля мелодрамы 1950-х Дугласа Сёрка, разделался с ним еще раньше — в фильме «Полиэстер» (1981). В «Плаксе» пришел черед размолоть в мелкий фарш идолов 1950-х по списку: в финале следом за Элвисом он не пощадил и Джимми Дина. «Игра в труса», когда соперники таранят друг друга на машинах лоб в лоб и первым уклонится от рокового удара «цыплячья душа»,— танцы на поминках «Бунтаря без причины». Потому что только так мы и умеем любить, как подружка Плаксы, бывшая пай-девочка Элисон,— глотая свои слезы из банки. И не суйтесь к нам, чистюли.

1980-е бешено ностальгировали по 1950-м — Мадонна притворялась, что она Мэрилин, в Белом доме сидел бывший актер, пик карьеры которого пришелся как раз на те годы, Марти Макфлай прорывался туда на машине времени, а «славные парни» Скорсезе примеряли костюмы тогдашних гангстеров. Кульминацией этой вакханалии и по-настоящему серьезным ее осмыслением стал пришедшийся уже на конец 1990-х «Плезантвиль» Гэри Росса — его герои, провалившись в 1950-е, просто приспособили их под себя, привили свои представления о свободе годам ханжеской морали и тихой истерики от ужаса Холодной войны. Уотерс был максимально далек от такого примиренчества. Он не сюсюкал над эпохой ушедшей невинности, а методично разделывался с ней. «Плакса» был его бескомпромиссным ностальгическим жестом, воплощенным желанием вколотить огромный ржавый гвоздь в свое детство — и так сохранить его навеки.

Когда настала наша очередь ностальгировать по 1980-м, никто не повторил этого радикального жеста. Нынешние творцы предпочитают сюсюкать. Идти след в след, переснимая тогдашние хиты по Стивену Кингу («Оно», «Кладбище домашних животных») или перезапуская сериалы тех времен («Удивительные истории» Стивена Спилберга). Они любят баловаться с жанром слэшера («Американская история ужасов: 1984», «Мертвое лето»), умиляются трэшевым чудачествам 1980-х вроде женского рестлинга («Блеск»). И в каждый школьный сюжет вставляют отсылку к «Клубу „Завтрак»» — дальше всех по этой дорожке зашел недавний сериал «Мне это не нравится», где сюжет легендарного фильма Хьюза воспроизведен в одной из серий. А временами в переснятые хиты 1980-х вживляют нынешние феминистские идеи («Охотницы за привидениями»). Нынешние эстрадные звездочки подражают стилю Мадонны тех времен, в Белом доме засел самый настоящий персонаж из 1980-х, а пришедшие к власти в Голливуде режиссеры из поколения Икс перезаряжают свои машины времени, чтобы в очередной раз умилиться своему потерянному детству и разве что влегкую, умильно спародировать его реалии. Но никто из них пока не решился, подобно Уотерсу, вогнать ему в глотку осиновый кол.

Метки записи:  мнение, планы, прогнозы, совет, Татьяна Алешичева

Читайте также

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2022 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!