История любви князя и жрицы-ламии на Руси XV века — лишь одна из сюжетных линий долгожданной экранизации романа «Сердце пармы». Во впечатляющем блокбастере — масштабные битвы, дипломатический выбор и волшебные превращения. Такое качественное и зрелищное отечественное кинополотно давно не выходило в прокат. О том, какой именно получилась эпическая драма, — в материале РИА Новости.
Волшебство уральских земель
Экранизация романа «Сердце пармы» Алексея Иванова — больше, чем драма о возмездии. Это эпос, история взросления и одновременно фэнтези. А еще — своеобразный киноучебник. В нем – художественная версия того, как выкристаллизовывалась Русь, как московские князья собирали вокруг себя земли и закладывали основу государства.
По сюжету несколько столетий назад в Перми мудро и относительно мирно правил князь Ермолай (Александр Горбатов). Один из его подданных украл у племени вогулов (нынешние манси) легендарную статую языческой богини Сорни-Най, которую также называют Золотой Бабой.
К Ермолаю тут же пришло войско вогулов под предводительством Асыки (Валентин Цзин) на внушительном боевом лосе. Фильм, в лучших традициях Средневековья, показывает, какими кровожадными были сражения: нападавшие не пощадили никого. Сеча, яростная и громкая, кажется весьма реалистичной.
Спасаются только сын Ермолая Михаил (Ярослав Белобородов, а затем Александр Кузнецов), воевода Полюд (Сергей Пускепалис) и подруга юного князя Тиче (Милена Сафронова, Елена Ербакова).
Понятно, что Михаил будет мстить за отца. Однако это не очередное «Храброе сердце» или «Конан-варвар».
На экране показана целая вселенная, которую можно сопоставить со Средиземьем Джона Толкина или Континентом Анджея Сапковского по разнообразию героев и характеров. Но, пожалуй, чаще всего сравнивать фильм хочется с «Игрой престолов» Джорджа Мартина. Новый блокбастер — без драконов, но не менее захватывающий.
Сюжет готовит сюрпризы даже для тех, кто знаком с первоисточником. «Новичкам» же будет непросто разобраться, кто кому и кем приходится. Существует даже вспомогательная литература — «В сердце пармы» Юлии Зайцевой, гид по Пермскому краю и его реалиям. Но центральная линия отношений Михаила и Тиче (повзрослев, она оказывается ведьмой), не ускользнет ни от кого.
В эту фабулу вплетены другие линии: например, правление мудрого Михаила, который не спешит завоевывать ближайшие земли, из-за чего позднее сталкивается с войсками московского князя Ивана III. Последнего, известного как «собирателя земли Русской» (именно при нем множество княжеств было присоединено к столице), колоритно сыграл Федор Бондарчук.
Иван III в фильме — и жесткий лидер, и талантливый дипломат. Он ловко владеет не только мечом, но и словом. Его монолог о том, каким он видит будущее Руси, — одна из поворотных сцен картины.
Столичный правитель захочет удостовериться в верности Михаила короне. Причем проверять это будет совсем не мирным путем.
Не менее упорен в своих трудах епископ Иона (Евгений Миронов), намеревающийся обратить местных язычников в истинную веру. Кстати, брак Михаила и Тиче можно рассматривать как еще один сюжетный пласт — объединение христианства и язычества, сил более «приземленных» и мистических.
Волшебство буквально висит в воздухе морозной тайги или искрится под солнцем елово-пихтовых лесов. В парме шаманы совершают жертвоприношения, обряды камлания, общаются с духами. Красавица Тиче исполняет предначертанное Богами Судьбы, гипнотизирует взглядом и плавными движениями (актриса Елена Ербакова в кадре чаще обнаженная — ведьма же, языческая жрица).
Оставить комментарий