В среду в Музее Москвы откроется выставка «Любимов и время. 1917-2017. Сто лет истории страны и человека». Ее курирует Каталин Любимова, разделившая с мужем и его изгнание из СССР, и славное возвращение в Россию, и настороженность чиновников по отношению к его творчеству, и успех его постановок по всему миру. Многие годы она была рядом с ним, жила ради него и его дела. Ей и определять, каким увидят Мастера посетители выставки.
Судя по программе, выставка необычна: пройдут перформансы, спектакли, мастер-классы, лекции… Как бы вы сформулировали ее главную идею? Что должны понять ее посетители?
Каталин Любимова: Что это было сложное время, но если человек хочет полностью отдаться любимому делу, он может добиться успеха при любой погоде.
Как влияло время на Любимова и смог ли он повлиять на время?
Каталин Любимова: Это, разумеется, взаимосвязано. Безусловно, время и культура, в том числе русская культура, которую Юрий Петрович любил и хорошо знал, влияли на него. За границей тоже ставил в основном русских авторов: оперы Мусоргского, Бородина, Чайковского, Прокофьева, Шостаковича, музыкальную притчу на музыку Шнитке, спектакли по произведениям Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чехова, Булгакова, Пастернака… Он нес свою миссию и вне России, показывал, какое художественное богатство, какие композиторы, писатели и поэты есть у нас. Это было высоко оценено в мире.
Выставка разбита на десятилетия. Согласны ли вы с мнением театроведов, что десятилетие Любимова — это 60-е, когда появился его Театр на Таганке?
Каталин Любимова: Он прожил почти век, и было бы неуместно выбирать из его жизни какое-то одно десятилетие. Конечно, Любимов в 1964 году сделал спектакль «Добрый человек из Сезуана», который вошел в историю. Но он не только этим спектаклем делал историю, но и остальными — такими, как «Десять дней, которые потрясли мир», «Гамлет», «А зори здесь тихие…», спектаклями по Грибоедову, Чехову…
Как русские революции отразились на семье и судьбе Юрия Любимова?
Каталин Любимова: По отцовской линии он из крестьян. Дед после отмены крепостного права создал крепкое хозяйство под Ярославлем. Отец после женитьбы перевез семью в Ярославль, работал в торговой фирме, а мать была учительницей. В 1922 году переехали в Москву. В семье было много трагических событий: отца сажали, мать сажали, родственников сажали. Деда раскулачили, выбросили в снег в возрасте 87 лет! Юрий Петрович, его брат Давыд и сестра Наталья детьми носили передачи арестованным родителям. Хотя Давыд и Юрий Петрович часто критиковали отца, называли его отсталым типом, который не понимает, что рождается новый строй.
Как он относился к религии, менялось ли его отношение к церкви?
Каталин Любимова: Он был православным. Ребенком прислуживал в церкви. И остался до конца жизни верующим. Никогда не кривил душой. Это было бы странно и абсолютно недостойно человека, который жил по принципу — свободно выражаться.
Многие называют Любимова «режиссером протеста». Вы согласны?
Каталин Любимова: На самом деле насчет театра у Юрия Петровича было собственное мнение. Он не любил соцреалистический театр. Его злило, что средних лет мужчина должен приклеивать парик, красить губы и брови, тон накладывать… И он попытался делать другой театр. Там не было грима, это был условный театр, где использовались музыка, движение и поэзия. Из этих трех составляющих Любимов и создал Театр на Таганке, ставший мировым именем.
Разве до Любимова эти элементы никто не использовал в нашем театре?
Каталин Любимова: Конечно, они играли большую роль у Мейерхольда, Таирова, других великих предшественников. Но квинтэссенция этих трех составляющих не была так явлена нигде и ни у кого.
Любимов политикой не занимался. Не подмигивал, не держал фигу в кармане
Одна из старейших актрис России Галина Коновалова говорила мне: я хожу в театры и понимаю, что все это ставил Любимов. Полезно ли для русского театра такое влияние Любимова?
Каталин Любимова: Это и театроведы подтверждают — многие растаскивают художественные идеи Любимова. Но он в этом не виноват. Когда режиссеры не могут найти своего решения, они часто заимствуют у Любимова — беда в том, что цитаты в их спектаклях выглядят инородным телом. Не критикую — просто констатирую факт.
Принято считать, что Любимов был в оппозиции к советской власти. И Театр на Таганке — одно из явлений, приблизивших перестройку…
Каталин Любимова: Любимов политикой как таковой не занимался. Не занимался подмигиванием, тем, что называли фигой в кармане. Его старались вовлекать в политические дрязги, но он не шел на это, всегда делал то, что считал нужным, чтобы обновить ветхий театральный язык. И создал свой авторский язык, который сейчас является предметом изучения по всему миру.
Оставить комментарий