Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Свежие новости

  • "Дядя Ваня" в версии Дениса Азарова - на сцене МХТ им. Чехова
    "Дядя Ваня" в версии Дениса Азарова - на сцене МХТ им. Чехова
  • Русский музей отметит 125-летие со дня открытия специальной программой
    Русский музей отметит 125-летие со дня открытия специальной программой
  • Россия станет почетным гостем XXX Минской международной книжной выставки-ярмарки
    Россия станет почетным гостем XXX Минской международной книжной выставки-ярмарки
  • Умер концертмейстер Большого театра Владимир Пушечников
    Умер концертмейстер Большого театра Владимир Пушечников
  • Выпускник Кабардино-Балкарской мастерской Сокурова снял фильм на родине
    Выпускник Кабардино-Балкарской мастерской Сокурова снял фильм на родине
  • Критики назвали сильные и слабые стороны сиквела "Джона Уика" с Ривзом
    Критики назвали сильные и слабые стороны сиквела "Джона Уика" с Ривзом

Listis

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход игра история итоги кино кинофестиваль концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание особенность отказ открытие планы поздравление показ показатели постановка премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль статистика фестиваль фильм юбилей

В мире

Денис Мацуев рассказал о своих американских гастролях

2 ноября 2016 | Рубрика: Музыка | Нет комментариев
Денис Мацуев рассказал о своих американских гастролях

Только что завершился сольный тур пианиста Дениса Мацуева в Америке и Канаде, получивший огромный резонанс в американских СМИ. В российской прессе тоже заметили эти гастроли, правда, в другом ракурсе. Пианист, продолжающий сейчас выступления на европейском континенте, решил все-таки прокомментировать информацию о пикетах против его концертов в Бостоне, так заинтересовавшую отечественные СМИ. Разговор состоялся по телефону из Вены, где сейчас находится Денис Мацуев:

Что скажете по этому поводу?

Денис Мацуев: Я вообще не хотел комментировать этот абсурд, но второй день наблюдаю, что происходит в СМИ, и просто поражен. Спросите любого человека, кто был на моем концерте в Бостоне, и он скажет, что перед концертным залом стояли несколько человек, на которых никто никакого внимания не обращал. В американской прессе ни одно издание даже не упомянуло об этом инциденте. Зато наши СМИ раздули эту информацию, копируют друг друга, причем даже ведущие издания — будто все только и ждут этих слов: «бойкот», «пикет», «протест». У меня уже была такого же сорта история со сломанным роялем в Новосибирске. На следующее утро после концерта я проснулся, а мне сотни звонков: «Что ты сделал с роялем, что случилось?» Оказывается, новосибирская журналистка, которой просто хотелось «жареного», написала, что я сломал рояль во время концерта. А было так, что настройщик рояля не прикрутил как следует педаль, и она болталась. После того, как я сыграл Сонату Рахманинова, он вышел и докрутил ее. На следующий день вышла статья: Мацуев сломал рояль, и пошло бессмысленное копирование глупости.

Поэтому вы решили сами освещать американский тур, давая репортажи в соцсетях?

Денис Мацуев: Между прочим, я сделал уникальный репортаж из Carnegie Hall. Такого никто бы не мог сделать, потому что съемки внутри Carnegie Hall запрещены. Я же, пользуясь добрым ко мне отношением сотрудников, сумел заснять на мобильную камеру свой проход из артистической на сцену. Это абсолютный эксклюзив (смеется). Что касается концерта в Бостоне, он был у меня прекрасный. Сейчас получил очередные ревью на мои концерты, в том числе и такой не самой «дружелюбной» в отношении нас газеты The Washington Post. Во-первых, уровень ревью в американских газетах другой: они дают подробные аналитические рецензии на выступления музыкантов. Во-вторых, в Америке все-таки демократия существует. Потому никакого отношения к политике или идеологии эти ревью не имеют. Но не успел я приземлиться в Европе, как на меня обрушились звонки из России. И если в мире знали о моем триумфальном американском туре, за которым следили на моей странице в Facebook, читали рецензии на мои выступления, были в курсе ситуации, то российские СМИ заинтересовались только этим бредовым пикетом. Меня это просто возмутило.

Как вообще были построены эти американские гастроли, была ли какая-то специфика, влияющая на выбор программ, например?

Денис Мацев: Я сыграл восемь концертов в США и два концерта в Канаде, и все они прошли с колоссальным успехом, при полных аншлагах. Я исполнял большую сольную программу: 31-ю Сонату Бетховена, Симфонические этюды Шумана, Мефисто-вальс Листа, 7-ю Сонату Прокофьева и фактически полное третье отделение «бисов». После концертов мы общались с публикой, в основном, с американской. У меня в американских городах есть даже свои фан-клубы. Также для меня было важно принять участие в американских концертных сериях: это и Carnegie Hall Presents (Карнеги-Холл представляет), и серия в Энн-Арборе — в знаменитом зале Hill Auditorium Мичиганского университета, построенном в 1913 году. В этой серии в свое время семь раз выступал Сергей Рахманинов, 15 раз — Владимир Горовиц. И я был очень рад, что такой легендарный зал на четыре тысячи человек был под завязку забит на моем выступлении. А это действительно особый зал: здесь собирается по-настоящему просвещенная публика, которая десятилетиями воспитывается на концертах серии Choral Union Series (Серии хорового союза). Я принял участие и в знаменитой серии университета в Беркли, в концертном зале Hertz Hall, который открывал в 1906 году Игорь Стравинский, играл к в Бостоне, в Вашингтоне, в потрясающем зале Gates Concert Hall в Денвере, который находится на высоте в одну милю над уровнем моря, и в зале Folly Theater — деревянном, просторном, расположенном в живописной долине с виноградниками, где делают знаменитое калифорнийское вино. Это все серии, в которых участвуют самые знаменитые оркестры и солисты мира. Два концерта я сыграл в Канаде — в Торонто и в Ванкувере. Это было мое большое американское турне, а в Carnegie Hall я выступил уже в одиннадцатый раз с сольным концертом.

Новую программу собрали специально для Америки?

Денис Мацуев: Не только для Америки. Это у меня мировой тур, и он продолжится теперь в Европе. В ноябре-декабре у меня будет еще около 50 концертов. Самой важной в этой программе для меня была 31-я Соната Бетховена — по сути, премьера для меня. И все десять раз играть ее было для меня большим испытанием и большим удовольствием одновременно. Это одна из самых выдающихся работ Бетховена, его предпоследняя соната, стоящая уже на грани настоящего романтизма XIX века. И этот выход из трагедии, заложенной внутри сонаты, к победе, к свету, к радости — так сделано у Бетховена — каждый раз, когда я играл, меня самого доводил до «мурашек». Я включил также в программу Симфонические этюды, которые не играл уже лет пятнадцать, а разучивал их еще в консерваторском классе с Алексеем Аркадьевичем Наседкиным, когда поступил к нему на первый курс консерватории. Сейчас я их снова начал исполнять, но уже с другим взглядом и другими мыслями. И, кстати, в Бостоне на мой концерт в знаменитом зале Jordan Hall пришел Павел Нерсесьян, который преподает там в университете, очень близкий для меня человек, который долгое время был ассистентом в классе Сергея Леонидовича Доренского. Американцы его пригласили преподавать, потому что понимали, что он выдающийся педагог, бриллиант русской фортепианной школы. Для меня это было так здорово, что он сидел в зале, что я играл для него, как в молодые годы в классе Доренского. И после концерта мы по-дружески сидели, он высказывал свои мысли по поводу моей игры, свои пожелания. У меня было удивительное ощущение дежавю.

Американская сцена чем-то отличается от других залов мира?

Денис Мацуев: Прежде всего, в Америке громадные залы — трехтысячные, четырехтысячные, причем все с совершенной акустикой. Здесь всегда на выбор есть рояли — гамбургский и американский Steinway. Когда-то в Сarnegie Hall я играл свой дебютный концерт на том рояле, который выбрал Горовиц еще в 1988 году. Но лет шесть назад его, к сожалению, продали на аукционе какому-то частному лицу за копейки. Я очень переживал, что этого инструмента, на котором и Михаил Плетнев дебютировал в Сarnegie Hall, больше нет. Во-вторых, американские залы — это залы, как и крупные европейские, с богатейшей музыкальной историей. Лет пять назад в Энн-Арборе в Hill Auditorium, где я играл Третий концерт Рахманинова с Валерием Гергиевым и Мариинским оркестром, ко мне подошел пожилой американец и сказал, что мое исполнение ему напомнило самого Рахманинова, который играл этот Концерт здесь с Филадельфийским оркестром в 1942 году. Я был потрясен: этот человек слышал Рахманинова! В мире, думаю, таких людей немного осталось. Он был для меня, словно проводник сквозь время. И я ему сказал: «Стоп, вы мне нужны!» Мы общались, он рассказывал мне о живом образе Рахманинова. Как он выходил на сцену: высокий, худой человек с абсолютно прямой спиной и огромными руками. Как он прикасался к инструменту, и инструмент начинал петь так, как ни у кого больше невозможно было услышать. Эта история была потрясающей для меня. И в каждом из крупных американских залов есть своя огромная история, огромная традиция.

Почти с каждым из залов связаны русские имена, начиная с Чайковского, открывавшего Сarnegie Hall в Нью-Йорке.

Денис Мацуев: Да, американская музыкальная культура очень тесно связана с русской: достаточно вспомнить Стравинского, Рахманинова, Прокофьева, Горовица, Хейфица — список можно продолжать бесконечно. Тот же Рахманинов просто рекордсмен по количеству выступлений в Сarnegie Hall — более ста раз. На втором месте, может быть, Горовиц. Поэтому атмосфера здесь абсолютно уникальная. Я старался передавать ее в своих видео-репортажах из городов, где выступал. Скажем, на контрасте с музыкой, я сделал репортаж из хоккейного зала Славы в Торонто, где сфотографировался с Кубком Стэнли. Это зал, в котором увековечены имена легендарных хоккеистов, которые играли в НХЛ и не только. Владислав Третьяк был помещен в этот Зал в 1989 году. Всего наших хоккеистов здесь шестеро: Владислав Третьяк, Валерий Харламов, Вячеслав Фетисов, Игорь Ларионов, Павел Буре. Сергей Федоров. А через месяц, когда будут помещаться новые фотографии, среди них появится наш знаменитый нападающий ЦСКА Сергей Макаров. Я всегда, когда выступаю в Торонто в фантастическом зале Koerner Hall, захожу в зал Славы. Это абсолютно магическое место, которое заряжает меня.

К слову, ваш американский тур совпал с разгаром предвыборной компании в президенты США. Какие-то собственные впечатления от такой яростной политической гонки у вас есть?

Денис Мацуев: Так совпало, что начиная с 2000-го года я постоянно попадал во время американских гастролей на предвыборную кампанию. Помню прекрасно, как еще Буш с Гором считали голоса. Я всегда ощущал активную вовлеченность американцев в этот процесс: они понимают, что это их будущее. Америка политизирована, и даже самые простые люди здесь рьяно спорят, почему выступают за того или иного кандидата. Но когда ты с ними общаешься, ты понимаешь, что с одной стороны, они вовлечены в политику, а с другой — относятся к оппоненту с уважением, особенно — если это касается культуры. Ни разу ни одного плохого слова я не слышал о России или конфликтах, которые обсуждаются в СМИ — ни от простых людей, ни от политиков, ни от директоров залов, с кем общался в Америке. Наоборот, я ощущал поклонение нашей великой русской культуре. Все согласны с тем, что музыка и культура — это самая действенная терапия для мира. Это мост. И когда трехтысячный американский зал аплодирует тебе стоя, ты ощущаешь, что все мы вместе, мы соединяемся в едином порыве. А это дорогого стоит.

От «РГ»

Американская пресса о только что прошедших концертах Дениса Мацуева:

Джо Банно: Пианист ошеломил публику своим сольным концертом в Стратморе. Vashington Post. 2016/10/31. «… Прочтение Мацуевым предпоследней Сонаты для фортепиано Бетховена, Ор. 110, и Симфонических этюдов Шумана представило совершенно иную интерпретацию. Зная его как пианиста с завораживающей техникой и мощью, мало кто мог ожидать того, что мы услышали: просто захватывало дух, как красноречиво прозвучал Бетховен в своей сдержанности и недосказанности. А Шуман увлек своим теплом и аристократической грацией… И если было что-то постоянное в этих обеих частях сольного концерта, первой — уравновешенной и второй — драматической, то это острая, как бритва, артикуляция Мацуева, раскрепощенность фразировки и безошибочное чувство того, как разворачивается во времени суть музыкального произведения».

Джефри Ньюман: Денис Мацуев, фортепиано: произведения Бетховена, Шумана, Листа, Чайковского и Прокофьева, Чен-центр, 20 октября 2016 года. Vancuver Classical Music.

«После победы на 11-м конкурсе пианистов имени Чайковского в 1998 году Денис Мацуев стал высоко востребованным в престижных залах с музыкой Чайковского, Рахманинова и Прокофьева, где его мощь и виртуозность могли проявить себя в полной мере. Тем не менее многие из нас терпеливо ждали, чтобы оценить его артистизм в более разнообразном репертуаре. Этот сольный концерт полностью ответил на этот вызов: в нем прозвучало три серьезных фортепианных произведения, начиная с Бетховена и Шумана, и заканчивая Прокофьевым… В целом концерт прошел с огромным успехом, раскрыв четкое понимание исполнителем линий и контраста, его тонкое восприятие красоты и диапазон его музыкальной палитры — от нежной деликатности до знаменитой мацуевской мощи и тональной харизмы. Его исполнение Седьмой сонаты Прокофьева было грандиозным — одним из лучших, которые я слышал за последние годы»…

Метки записи:  впечатление, гастроли, Денис Мацуев, прогнозы

Читайте также

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2023 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!