Не касаюсь оперы и балета, хотя и здесь есть не один повод изумиться: пройти мимо фантастически сильного, во многом новаторского режиссерского решения хрестоматийной «Аиды», ограничившись заслуженной наградой дирижеру Валерию Кирьянову, — по-моему, надо было умудриться.
Но сейчас речь снова о самой проблемной из номинаций — «Оперетта/мюзикл». Она давно подвергается критике и явно нуждается в пересмотре и модернизации.
В Москве вручили «Золотую маску» / Автор: Сергей Куксин
Самое первое, что бросается в глаза: год от года все дальше уходит в небытие жанр оперетты. Как любая вымирающая порода ценных творений человечества, он нуждается в особом внимании специалистов, в пестовании и поддержке. Но оперетту, как правило, в упор не видят отборщики. И не потому, что нет достойных претендентов, а просто потому, что в этом жанре свои законы и своя условность, вероятно, уже неведомая многим экспертам, им непонятная и ими не любимая — пожав плечами, отборщики проходят мимо. В результате театральный фестиваль, задуманный как способ не только отражать, но и в какой-то степени корректировать, «лечить» театральный процесс, зависит от случайных вкусов людей, подходящих к оперетте — жанру развлекательному и обманчиво «легкому» — с мерками то оперы, а то и драмы.
Авторитетная театральная премия перестает ощущать и учитывать специфику музыкального театра. Предпочитается драматическое, даже трагическое, хотя такое в этом жанре — скорее исключение. В конкурсе-2023 из шести номинированных театров четыре — драматические. Не ставлю под сомнение столь убедительную победу антрепризного по сути спектакля Театра наций «Кабаре» — это явление выдающееся для всей нашей театральной жизни, и по большому счету спектакль не имеет конкурентов. По справедливости, он должен был победить и в категориях «Лучшая дирижерская работа» и «Лучший спектакль», но здесь, судя по всему, вступили в действие всегда спорные расчеты-подсчеты типа «не много ли, не слишком ли, не жирно ли?». И в этих ключевых номинациях рефери предпочли пермский «Театр-театр» с более чем неровными «Тремя товарищами» более чем спорного музыкального уровня. Он и не мог быть другим в труппе, где нет ни приспособленных для пения голосов, ни соответствующей школы, ни навыков музицирования, зато есть проблемы со слухом, — там хорошие, отважные артисты, но их постоянно вынуждают заниматься не своим делом. И странно, что «Маска» уже не впервые это с энтузиазмом поддерживает. Что же касается вручения дирижерского приза музыкальной руководительнице спектакля — это, по-моему, шутка жюри: Татьяна Виноградова собирала расползающуюся музыкальную ткань (в оригинале очень, кстати, качественную — браво Евгению Заготу!) с явным трудом и без особого успеха.
И вот странный прецедент: в номинации, по идее отданной музыкальным театрам, уже не впервые именно профессиональные музыкальные театры — за пределами внимания и отборщиков и жюри. Памятна ситуация прошлого года, когда была справедливо, на мой взгляд, отмечена «Антигона» из той же Перми — трагедия, с жанрами оперетты и мюзикла не имеющая ничего общего. Ее можно было наградить каким-то специальным призом за эксперимент, но не в этой номинации. Памятен и внезапный успех у жюри «Семейки Аддамс» тюменского драматического театра, просто повторившего в меру сил, но во всех деталях бродвейское шоу, только без оркестра, «под минусовку» и с невыносимо плохим пением — где, спрашивается, здесь самостоятельное творчество? На наших глазах жанр мюзикла признается как бы уцененным, самодеятельным, к нему применяются любые критерии, кроме музыкальных.
Что делать? Единственно разумное решение, по-моему, — разделить оперетту и мюзикл на две самостоятельные секции, обе сделать обязательными — чтобы не смешивать зеленое с соленым, и фестиваль мог точнее отражать театральную ситуацию в стране. Ну, а музыкальные опыты драматических театров числить все-таки по рангу «Драма», где прекрасно уживаются и комедии, и трагедии, и водевили — там они в своем кругу со своими специфическими умениями и критериями.
Еще раз посмотрел состав жюри этого года — все достойные люди, прекрасные профессионалы, много сделавшие для нашего театра. Понимаю: в присутствии такого редкого шедевра, как «Кабаре», выбор был очень трудным — достаточно сильны и другие номинанты, любое решение неизбежно было бы компромиссным. И если уже не впервые возникают подобные нелепости — стало быть, в консерватории стоило бы что-то решительно поправить.
Оставить комментарий