Никакой второй версии «Джоконды» быть не может, убежден авторитетный исследователь творчества Леонардо да Винчи, директор «Идеального музея» Алессандро Веццози. Как он пояснил в беседе с корреспондентом, «схожий портрет школы Леонардо» находится в Санкт-Петербурге, но предположения о второй «Джоконде» в частной коллекции — «чистая фантазия». Веццози разделяет идеи последнего исследования французского коллеги Паскаля Котта. Он даже написал предисловие к его недавней книге, в которой утверждается, что под знаменитым портретом из Лувра скрывается другой, более ранний портрет. «Котт выделил 155 деталей, которые нельзя увидеть невооруженным глазом, — сказал Веццози. — Они указывают на то, что под верхним слоем краски есть второй слой. С технологической точки зрения — это потрясающая работа, принесшая много сюрпризов».
По словам исследователя, существование двух «Джоконд» — давнее предположение ученых, которое он и сам когда-то разделял. «Согласно признанной версии историка искусств Джорджо Вазари, Леонардо начал писать портрет Лизы Герардини во Флоренции в 1503 году по заказу ее мужа, купца дель Джокондо, — сказал он. — Но есть и более поздняя версия портрета — 1514 года. До сих пор было неизвестно, какая именно картина находится в Лувре. Исследование Котта дает однако повод предположить, что более ранний портрет «спрятан» под знаменитым изображением».
Однако, в отличие от французского коллеги, Веццози считает, что модель была одна и та же — Лиза Герардини. Только заказчиком был не ее муж, а Джулиано II Медичи — могущественный правитель Флоренции, которого с Лизой связывали романтические отношения. Веццози признает, что может существовать ранняя версия «Джоконды», и, возможно, это — так называемая «Айзелуортская Мона Лиза», хранящаяся в швейцарском банке. По мнению исследователя, который занимался экспертизой этой работы, она, скорее всего, является плодом труда нескольких живописцев, а не одного Леонардо. Версию о том, что находящееся в частной коллекции в Санкт-Петербурге полотно может быть второй версией «Джоконды», выдвинул исследователь-любитель Сильвано Винчети. Его изыскания однако в научном мире всерьез не воспринимаются. Винчети также создал Национальный комитет по сохранению культурного наследия и занимается поиском останков Лизы Герардини, чтобы попытаться восстановить ее истинный облик и понять, позировала ли она для загадочного портрета Леонардо.
Оставить комментарий