Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Свежие новости

  • Хабенский и Агуреева выступили режиссерами спектаклей о войне
    Хабенский и Агуреева выступили режиссерами спектаклей о войне
  • Пускепалиса посмертно наградили Орденом Мужества
    Пускепалиса посмертно наградили Орденом Мужества
  • Объявлена дата выхода сиквела фильма «Гладиатор»
    Объявлена дата выхода сиквела фильма «Гладиатор»
  • "Чебурашка" снова возглавил прокат в России и странах СНГ за выходные
    "Чебурашка" снова возглавил прокат в России и странах СНГ за выходные
  • Путин пообещал помочь в выпуске фильма о летчице Литвяк
    Путин пообещал помочь в выпуске фильма о летчице Литвяк
  • Панин рассказал о ссорах с Бондарчуком из-за отказа сотрудничать с режиссером
    Панин рассказал о ссорах с Бондарчуком из-за отказа сотрудничать с режиссером

Listis

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход игра история итоги кино кинофестиваль концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание особенность отказ открытие планы поздравление показ показатели постановка премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль статистика фестиваль фильм юбилей

В мире

Выставка Георгия Гурьянова в Петербурге

29 июля 2022 | Рубрика: Живопись | Нет комментариев
Выставка Георгия Гурьянова в Петербурге

В петербургской KGallery на набережной Фонтанки открылась выставка Георгия Гурьянова «Куда ж нам плыть?..». Легендарный барабанщик группы «Кино» и не менее легендарный художник Ленинграда—Санкт-Петербурга 1980–2000-х годов представлен тут полотнами разных лет и большим эссе Аркадия Ипполитова, отдавшим дань самому Гурьянову, его городу и его эпохе. В поисках утраченного времени выставку смотрела Кира Долинина.Георгий (по рождению — Юрий, по прозванию — Густав) Гурьянов прожил очень мало, всего 52 года. Большую часть своей жизни он был безумно знаменит и очень успешен, но представлять его 60-летним и старше особого смысла не имеет. Он любил говорить, что его главное произведение — он сам, и, несмотря на неоригинальность этой сентенции, у него она звучала совершенно естественно: его лирический герой был так же горд и прекрасен, как и он сам, и увядание телесной красоты убивало саму суть его как художника. Об этом — в успевшем отснять Гурьянова последних месяцев жизни фильме «Тимур Новиков. Ноль объект» Александра Шейна, который вошел в сопровождающую выставку программу. Однако камера молодого московского режиссера, который сам блистательное время ленинградских «новых диких» художников, композиторов, рокеров и кинематографистов не застал, фиксирует лишь уходящую натуру, еще красивых, но уже оплакивающих своих ушедших друзей и гуру «осколков» прошлого. Выставка же в KGallery не столько о прошлом, сколько о том, что сегодняшний наш взгляд на него радикально сместился.

В музыке Гурьянов — это одуряющие барабанные соло в композициях «Кино», обалденная фактура мускулистого ударника позади солиста и отчаянная какая-то верность Виктору Цою и всему, что он делал. В том же фильме Шейна самые пронзительные и нежные кадры, когда больной, с трудом двигающийся Гурьянов говорит о Цое и о том, что с ним ушло почти все в его собственной жизни.

В живописи Гурьянов — это прежде всего роомовский «Строгий юноша», молодой спортсмен с веслом, гребцы, боксеры, моряки, сталинский ампир, тоталитарное расчеловечивание групповых композиций, наикрасивейшие мужские тела и какое-то совершенно бескрайнее небо. А поскольку автор часто повторял свои самые удачные композиции по нескольку раз, благо спрос на них был огромный, при беглом воспоминании о Гурьянове этот визуальный ряд кажется исчерпывающим.

У нынешней выставки есть преимущество, которое, как иногда бывает, родилось из недостатка. Залы галереи не так велики, как того вроде бы требуют огромные полотна Гурьянова. Ему как бы привычнее и обязательнее царствовать в белых кубах или дворцах с высоченными потолками. Тут же каждое большое полотно становится главным героем своей стены, занимая ее и внимание зрителя безоговорочно. Этот чисто экспозиционный момент создает неожиданный эффект — он приближает смотрящего к живописи и в то же время стирает излишнюю тоталитарную пафосность картины.

Тут не ряды обнаженных и полуобнаженных мужских фигур, а четко рассчитанные композиции из них. Не столько антигуманистическое «расчеловечивание», сколько увеличение стандартной, вроде бы групповой «фотографии». Тут герои и воины, а не пушечное мясо, в которое вот-вот могут превратиться все эти молодые красавцы. Если прибавить к этому несколько ранних, школьных или студенческих (времен учебы в художественном училище имени Серова), работ Гурьянова, а также его картины времен «Новых художников» (1982–1992), то история этого художника выглядит куда провокативнее.

Во-первых, у него была отличная профессиональная школа. Во-вторых, среди «новых художников» он хоть и с восторгом шел за «ударами кисти» ленинградских «новых диких», но профессиональную форму не терял и строил себя не столько под Тимура Новикова с компанией, но и с оглядкой на эрмитажных фовистов, которых явно знал на пятерку. В-третьих, его самые знаменитые композиции строились не единовременно, а постепенно, расширяя коннотации, которые будут востребованы все дальше и дальше.

«Строгий юноша» Роома (1935) был культовым в компании Новикова уже в начале 1990-х, но свой тоталитарный лоск отсылки к нему в работах Гурьянова приобретут к концу десятилетия. И только в 2000-х жесткий строй бессловесных тел окажется читаемым совсем уж однозначно. Вопрос: «Что вы делали последние восемь лет?» — никак к Гурьянову не пришьешь (он умер в 2013-м). Но винить в воспевании тоталитарного искусства, а потом и жизненных схем мы сегодня готовы и живых, и мертвых. Вот только кажется мне, что слово «воспевать» для культуры 1990-х нерелевантно совсем. В конце 1980-х там был и почти запрещенный позже пафос (одна группа «Кино» чего стоит), в 1990-х же надо было пережить почти уже уходящий на Западе угар постмодернизма. Мы и пережили. А то, что советская хтонь эти наши стеб и культурные игрища перемолола и обернула против нашего же западничества, так это, увы, логика большой истории. Счастливо не увидевший весь этот морок Гурьянов (своими работами) и с ужасом глядящий в окно Эрмитажа Аркадий Ипполитов (в своей книге о нем) вступают в диалог, который, как и бывает с сильным искусством, всегда о настоящем и больном.

Метки записи:  Выставка Георгия Гурьянова, описание СПБ, показатели, совет

Читайте также

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2023 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!