Новый роман Наринэ Абгарян «Симон» вышел практически незаметно. Те, кто читал хоть одну из ее книг, ничуть этому не удивится — столько в каждой из них любви к родному народу и боли за его судьбу, что может ли писательница думать сейчас о чем-то кроме событий в Нагорном Карабахе?Целый месяц Наринэ Абгарян вела сводки с фронта в соцсетях, на днях в Ереване вышла продавать связанные армянскими женщинами шапки и ими же приготовленную пахлаву — средства от выручки были направлены вынужденным переселенцам, да и авторский аванс за «Симона» тоже перечислила на помощь соотечественникам.
Война в Армении — постоянный герой книг Наринэ Абгарян. Так или иначе сквозит эта больная тема если не в жизни персонажей, то в их воспоминаниях, а если и не в них — аукнется в какой-нибудь разрушенной церкви. Два года назад лауреат премии «Ясная Поляна» и номинант «Большой книги» выпустила сборник «Дальше жить» — тридцать рассказов о карабахской войне 1990-х. После этого писательница зареклась возвращаться к этой теме: нужно перевернуть страницу и жить другим — объясняла она. В «Симоне» обещание сдержала. «В книге ни слова о войне, я специально отодвинула ее, я не хотела о ней писать. И я о ней не написала. Но она вторглась в мою жизнь, в жизнь моих родных, в жизнь моего народа», — так коротко и сдержанно автор анонсировала роман.
Симон — каменщик — золотые руки. Но в маленьком городе Берде (читателям Наринэ Абгарян уже хорошо знаком и он сам, и некоторые его жители) все знают не только об этом его таланте. Есть у него и еще один — любовные похождения. Жена Меланья исправно закатывает скандалы с битьем посуды, соседи, цокая, исправно наблюдают за этим экспрессивным представлением и… все идет своим чередом.
Но вот Симон умирает. Проститься с ним приходят все его женщины. Ничего хорошего от них читатель не ждет — чего уж тут ждать от разлучниц. Да и вообще — подобный сюжет нам хорошо знаком по фильмам: сейчас посыплются скелеты из шкафов, нелицеприятные подробности… Но нет. Повествование затягивает нас в такой водоворот человеческих судеб, что осудить кого-то становится невозможным. Даже Симона, который с легкой руки автора из простого бабника превращается в того, кто смог «воскВ лучших традициях прозы Наринэ Абгарян трагичное и тяжелое переплетается здесь со смешным и невесомым — например, в гробу Симон лежит в беспроводных наушниках. Почему? Читайте и узнаете. А еще, как всегда, ловишь вокруг себя запахи сладкой гаты, терпкого мацуна, горного воздуха… И — внезапно — моря. В этих краях его никогда не было, но почему-то местные то и дело чувствуют, как со дня ущелья тянет ласковым соленым ветерком. Что он предвещает, о чем пытается сказать? Каждый решит сам.
Оставить комментарий