Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Свежие новости

  • «Евровидение-2025» ждет решения Селин Дион и разбирается с секс-скандалами
    «Евровидение-2025» ждет решения Селин Дион и разбирается с секс-скандалами
  • Глава РФПИ встретился с Оливером Стоуном
    Глава РФПИ встретился с Оливером Стоуном
  • В Москве открылась выставка к юбилею Владимира Васильева
    В Москве открылась выставка к юбилею Владимира Васильева
  • Фильтры для окрасочно-сушильных камер: важность качественной очистки воздуха
    Фильтры для окрасочно-сушильных камер: важность качественной очистки воздуха
  • Умерла актриса театра и кино Элеонора Леви
    Умерла актриса театра и кино Элеонора Леви
  • Пермский театр оперы и балета имени Чайковского показал премьеру одноактного раритетного балета Стравинского «Орфей»
    Пермский театр оперы и балета имени Чайковского показал премьеру одноактного раритетного балета Стравинского «Орфей»

Listis

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход история итоги кино концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание описнаие опсиание особенность отказ открытие перспективы планы поздравление показ показатели премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль статистика фестиваль фильм юбилей

В мире

В театре Райхельгауза поставили сатирическую комедию

15 февраля 2021 | Рубрика: Театры | Нет комментариев
В театре Райхельгауза поставили сатирическую комедию

Похоже, наступает долгожданное время, когда не театр выходит на улицу, а улица врывается в театр. Митинги, лозунги, начальники-врали, черные схемы откатов — все это можно было наблюдать в «Школе современной пьесы» у Иосифа Райхельгауза на премьерном спектакле «Задняя часть слона». Повесть Андрея Райкина, сюжетным ходом напоминающая культовый фильм «Джентльмены удачи», не социальная драма, а, как ни странно, — сатирическая комедия. В общем, смех сквозь слезы.

Правда, все начинается не с шума за окном, не с «крика» полицейских машин и лозунгов толпы, а вполне мирно, наивно и по-детски — большой ушастый слоник неуклюже танцует под веселенькую музычку. Ля-ля-ля — детский сад какой-то… Зато антураж — снизу доверху сплошные костюмы на штанкетах — свидетельствует: мы не в детсаду, а в театре. Причем не в каком-то там звездном, столичном, а в бедном, провинциальном. Театр в театре — излюбленный прием художников — тесно на этот раз связан с тем, что происходит на улице. Да так тесно, что оторопь берет. Из слона появляются два взмокших артиста, отработавших в поролоновом слоне подряд два детских утренника. Каково это, известно лишь тем, кто там бывал.

Главный герой — Матвей Матвеевич с дивной фамилией Запорожец — 30 лет своей творческой деятельности провел в слоне, а точнее, в его задней части. Ну и жизнь у него примерно такая же, как в этой самой части. Зарплата маленькая, очередная жена Клара Прошманзон, хоть и молодая, но стервозная и к тому же испытывает охоту к перемене места жительства, собирается в Израиль и мужа принуждает. После 30-летнего пребывания в душной задней части как не прельститься свежим воздухом Востока. Однако судьбе угодно предложить Матвей Матвеичу иной сценарий, благодаря которому артист Запорожец узнает неведомую прежде жизнь и вкусит все ее прелести.

его общака, который он прихватил с собой, когда бежал из родного Усть-Куйска. Такое предложение делает Запорожцу полковник Сидоров из органов.

— А если я откажусь? — блеет перепуганный насмерть артист.

— А если откажетесь, то в аэропорту, при отъезде в Землю обетованную, при пересечении границы у вас в багаже обнаружат небольшой пакетик с наркотиками. Килограмма на два с половиной.

Наивный артист, хорохорясь, возражает, не те, мол, времена сейчас. «Времена не те? Времена у нас всегда те!» — увещевает его полковник. Вспомните: что при Иване Грозном, что при культе личности, что при перестройке на демократию и обратно государство наше всегда, как женщина — требует любви. Всепоглощающей, жертвенной, но без гарантий взаимности. А кто на такое не способен, кто в любви публично клясться не желает по причине иных предпочтений и позволяет себе антипатриотическое брюзжание, кто все время смотрит, пардон муа, налево и туда же отбыть норовит при первой удобной возможности, тот у нашего государства, простите великодушно, доверия не вызывает. Так было, так есть. И так, смею вас уверить, будет!

Надо сказать, что автор, следуя доброй традиции классиков, не побоялся дать своим героям говорящие фамилии — Харюгин, Погромов, Чморилов, Венера Готовая. В прямом и переносном смысле готовая ко всему и всегда — длинноногая министерша не то культуры, не то чего-то социального. Узнаваемые фигуры с вполне узнаваемыми речами — не в риторике, а по сути: «Извлечение личной финансовой выгоды из всего, что тебя окружает, — главное деловое качество настоящего чиновника. Есть мастера, мимо которых муха бесплатно не пролетит. Без этого умения на руководящую стезю вообще лучше не соваться».

Остроумный, репризный и точный текст поддержан, как это принято в «Школе современной пьесы», мастерскими актерскими импровизациями на злобу дня. За окном (кстати, вполне реальным, выходящим на улицу) фоном идет гул толпы, вежливое предупреждение вежливой полиции «не скапливаться». А в это время на трибуну, зарытую в костюмы, вылезает тип в красном костюме и толкает речь — чиновник пламенно бредит про пенсионную реформу, гражданское сознание, светлое будущее — артист Алексей Гнилицкий импровизирует виртуозно. Абсурд происходящего дополняют музыкальные дивертисменты (типа ВИА, живая музыка) из советского репертуара, постоянно напоминая нам про ту другую, невозвратную советскую жизнь. «С чего начинается Родина…?» А действительно, с чего она сегодня начинается? С мутного времени, когда вранье так правдоподобно, а в официальную правду почему-то никто не верит, даже если она — правда. За сто лет привыкли и сжились с обманом, воровством как с неизменной ментальностью.

Спектакль начинала ставить молодой режиссер из Литвы Грета Шушчевичуте, но до финала постановку довел художественный руководитель «Школы» Иосиф Райхельгауз. Комедия — редкий жанр на современной сцене, сегодня предпочитающей все больше страдать, либо пугать, либо цинично стебаться — не каждому по силам. А тем более сатира сегодняшнего дня, где все реалии до боли узнаваемые, а вполне обычные слова, допустим, всего-навсего «дворец» (подумаешь, какой-то там дворец), вызывают молниеносную реакцию зала. Что говорит о том, что театр современен только тогда, когда он живет одним дыханием с улицей, с людьми. Все остальное — претензии на современность и самообман.

— Я сам и как режиссер, и как гражданин смотрю — какое ко мне это имеет отношение, — говорит после премьеры Иосиф Райхельгауз. — Что происходит на улице, что происходит с людьми? У автора все это есть, и это только надо увидеть и услышать. Мы постарались прислушаться. Ведь если подумать, что происходит? Главный герой 30 лет как бы находился на периферии общественной жизни — жил в слоне. И вдруг из ведомого стал ведущим. Он попал в ситуацию «а что, если вдруг?». И, пожив чужой губернаторской жизнью, понял, почувствовал, что к нему она не имеет никакого отношения. И он осознанно возвращается к своей прежней жизни. Такое состояние, как мне кажется, сейчас у страны, у народа — никто не понимает, кто там хороший, кто плохой — поди разберись. И для меня этот герой — во многом я сам. Мы сделали спектакль на уровне простых и ясных понятий, простых, но важных вопросов и ответов.

Актеры с удовольствием (а это всегда видно) играют комедию про сегодня, про самих себя, свою профессию. Роль обитателя задней части слона исполняет Юрий Чернов, который очень точно передает природу актерской профессии: и кураж ее, и вечный страх, и желание славы, и детскую наивность. У Джульетты Геринг роль последней жены М.М.Запорожца — Клары — прелестного создания без каких-либо признаков морали и нравственности. Зато Владимир Шульга в образе полковника настолько обаятелен, что своей работой легко поднимает рейтинг силовой структуры.

Так чем кончилось необычное театральное дело в Усть-Куйском крае? Взяли наконец беглого гада с наворованными деньгами? На дворе новые времена, в конце концов. То-то и оно, что, как говорит полковник Сидоров: «Времена у нас всегда те!»

Метки записи:  мнение, описание, планы, прогнозы, совет, театр Райхельгауза
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2025 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!
Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам.
Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)