Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Свежие новости

  • Киностудия думает об отмене релиза «Флэша» из-за арестов актера Миллера
    Киностудия думает об отмене релиза «Флэша» из-за арестов актера Миллера
  • Почему музеем "Горки Ленинские" заинтересовались Минкульт и китайские бизнесмены
    Почему музеем "Горки Ленинские" заинтересовались Минкульт и китайские бизнесмены
  • Умерла звезда сериала "Сваты"
    Умерла звезда сериала "Сваты"
  • Что известно о жестоком убийстве порноактрисы в Петербурге
    Что известно о жестоком убийстве порноактрисы в Петербурге
  • Что за болезнь у Эштона Кутчера, из-за которой он не мог видеть и ходить?
    Что за болезнь у Эштона Кутчера, из-за которой он не мог видеть и ходить?
  • Стивен Сигал побывал на развалинах СИЗО в Еленовке
    Стивен Сигал побывал на развалинах СИЗО в Еленовке

Listis

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход игра история итоги кино кинофестиваль концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание особенность отказ открытие планы поздравление показ показатели постановка премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль статистика фестиваль фильм юбилей

В мире

В «Современнике» поставили «Скажите люди, куда идет этот поезд»

25 октября 2016 | Рубрика: Театры | Нет комментариев
В «Современнике» поставили «Скажите люди, куда идет этот поезд»

Спектакль «Скажите люди, куда идет этот поезд» оказался для «Современника» очень символичным. Режиссер Марина Брусникина работала с пьесой Анны Батуриной «Фронтовичка». А шестьдесят лет назад Олег Ефремов поставил спектакль «Вечно живые» по Виктору Розову. Тема общая — железная поэзия войны, вписавшаяся в мирную прозу жизни. Как быть, если жизни начинаешь бояться много больше, чем смерти?

Мир, давший крен, так и остался покосившимся. Все готово в любую минуту полететь под откос. И вроде бы понятно — война. Но ведь не только на фронте, и в тылу сцена та же — дощатая, наклонная, рубящая пространство на два этажа. На верхнем публичные зоны: госпиталь, дом культуры, поезд. Под ними — домашние: бараки, квартиры, комнаты. Вот наверху разложено солдатское исподнее — сушится на досках, пока привал. А вот оно же сброшено вниз — и уже тыл: штаны и рубахи висят долговязо и застирано, прикрывают коммунальный быт.

В этот тыл попадает с фронта главная героиня, Мария Небылица (Виктория Романенко и Полина Пахомова). Перенесенный тиф лишает ее волос и ребенка — это как нерв повествования. Мария в черной шапочке, скрывающей стрижку «под ноль», все время будет ощущать, что пуповина, соединившая и с нерожденным ребенком, и с возлюбленным — перерезана. Внешне все нормально — Матвей Кравчук (Илья Лыков) заботливо отправляет ее в тыл, к своим — матери и сестре — ждать, пока он вернется с фронта. И возвращается. Но с новой невестой — совсем молодой, беременной, чистенькой и нарядной Шурочкой. А Мария Небылица так и не научилась быть женственной: даже специально сшитое для встречи любимого платье в нужный день, конечно, осталось дома. Битву за своего мужчину она проиграла в тылу. Но ничего. Возродилась. Встретила молодого аккордеониста Алешу Груздева, отрастила волосы и начала танцевать сама, а не только обучать этому девочек. Но счастливой была недолго — вот Алешу забирают в армию, и опять всплывают волосы: он хочет принести ей свои, состриженные…

Пьесу «Фронтовичка» написала ученица Николая Коляды Анна Батурина. Учитель в пьесе не поправил ни слова — режиссер с языческим сознанием оценил драматурга с мифологическим мышлением. Анна Батурина работала с семейными преданиями о военном времени, хотела зафиксировать уходящую натуру, извлекала из «коллективного бессознательного» обрывки воспоминаний и создавала будто быль. А на самом деле — небыль. Небылица. Как фамилия у Марии. У Батуриной в именах шифры происходящего. Матвей — Кравчук, что в переводе «портной». И ведь ему действительно важны платья, ткани, наряды, скатерти. Он сам ладно скроен и хочет такую же партнершу. Фамилия Шурочки — Панарина отсылает к Аполлону, а фамилия сестры, Галины Календаревой, напрямую говорит о календарных мифах, то есть о постоянной смене времен года, о плодородии и возрождении.

Отсюда и постоянная тема отрастания волос героини — она их демонстрирует только тогда, когда встречает мужчин. Поэтому и называет ее Матвей «хлебушком» в ту случайную и роковую ночь, когда они вновь оказались вместе. Поэтому и пырнул ее именно ножом для масла — он кривой и похож на серп. Получается, не пырнул, а срезал. Как колос. И она вроде бы умерла, и тело лежало, по-походному накрытое шинелью, и дух-двойник взмывал на заднем фоне на качелях. А вот уже едет в поезде. Вроде бы на край земли. Или за край.

Все закольцовано — в начале Марию Небылицу после больницы везут в спокойное место. Заканчивается так же. И в этом поезде она встречает того самого мотоциклиста, что вез ее к поезду в тыл. И несмотря на годы, она все та же — у Небылицы снова нет волос. Нет детей. Нет мужа. Она так и не научилась целоваться и опять куда-то едет. Опять гимнастерка и сапоги. Опять выпотрошены и душа, и тело. Опять надо возрождаться. И все равно пытаться плодоносить. Нет конца бесконечному календарному рондо. Жизнь продолжается, даже если ходит по кругу.

Метки записи:  постановка, прогнозы, Современник, спектакль

Читайте также

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2022 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!