Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Свежие новости

  • Ярмарка Art Russia 2023 в Москве
    Ярмарка Art Russia 2023 в Москве
  • В Бельгии застрелили коллекционера предметов искусства
    В Бельгии застрелили коллекционера предметов искусства
  • Живопись: история, жанры и техники
    Живопись: история, жанры и техники
  • Продолжение сериала "Папины дочки" выйдет осенью этого года
    Продолжение сериала "Папины дочки" выйдет осенью этого года
  • Ерохина поделилась подробностями своей победы на фестивале во Франции
    Ерохина поделилась подробностями своей победы на фестивале во Франции
  • В Минске начались съемки комедии с медвежонком в главной роли
    В Минске начались съемки комедии с медвежонком в главной роли

Listis

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход игра история итоги кино кинофестиваль концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание особенность отказ открытие планы поздравление показ показатели постановка премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль статистика фестиваль фильм юбилей

В мире

В прокате — новый фильм Алексея Федорченко

10 ноября 2015 | Рубрика: Кино | Нет комментариев
В прокате — новый фильм Алексея Федорченко

Фильм Алексея Федорченко «Ангелы революции» интересен сам по себе, но особенно в свете драматических судеб авангарда в России. Подтверждение этого драматизма не только в истории, но и в хронике сегодняшних дней видит АНДРЕЙ ПЛАХОВ. Один из ангелов — композитор, другой архитектор, третий кинорежиссер, четвертый режиссер театральный… Они исповедуют новейшие религии эпохи — супрематизм и конструктивизм, разрабатывают проекты счастливого коммунистического будущего, его символом оказывается храм огненного погребения — экологичный и экономичный крематорий. Они ездят в Мексику, где не брезгуют снимать на пленку реальные казни, революционная судьба заносит их в Крым, в Свияжск, на Камчатку. Во флешбэках их авантюрных биографий преломляются легенды и слухи, связанные с именами Эйзенштейна, Малевича, Термена, Ларисы Рейснер. Оживают, пускай в преображенном виде, события эпохи авангарда и советской «культурной революции» — вроде физического уничтожения труппы театра «Скатувэ», расстрелянной в 1938-м на Бутовском полигоне НКВД как «латышская националистическая фашистская организация».

После этих коротких интродукций фильм завязывается в главный сюжетный узел. Группа великолепных мужчин — ангелов истребления — едет в северную тайгу со спецзаданием: они должны приобщить хантов и лесных ненцев к советской цивилизации, вывести их из-под влияния вредоносных шаманов. Отряд этих пришлых самураев возглавляет женщина — пламенная революционерка и гроза всякой контры Полина Шнайдер (ее играет Дарья Екамасова, в большинстве других ролей заняты артисты «Коляда-театра»). Эта история тоже имеет реальную подоплеку: в 1930-е годы на реке Казым большевики построили культурную базу, которая включала роддом, ветеринарную клинику, школу и музей. Но аборигены, упрямые обские угры, не захотели жить по чужому плану, который осквернял их уклад и верования. Началось Казымское восстание, естественно, потопленное в крови.

Об этом уже был снят игровой фильм «Красный лед. Сага о хантах», где данная коллизия воспроизведена в традиционной форме исторической мелодрамы. Но Федорченко находится в своих особых отношениях с реальностью, его метод называли и магическим неореализмом, и социалистическим сюрреализмом, сам режиссер не прочь поговорить о «киберпанке». Трудно сказать, что ближе к природе фильма, в котором даже декоративные крылатые собачки участвуют в пропагандистском шоу под девизом «Мы не собаки». Несомненно одно: «Ангелы революции» выросли из ставшей уже почтенной авангардистской традиции. Их стилистическим предшественником можно считать давний фильм Александра Митты «Гори, гори, моя звезда» — хоть и с другим идеологическим знаком, но тоже посвященный революционному авангарду и тоже близкий к стихии лубка, примитивизма, театра масок. Впрочем, у Митты не было тех региональных народных корней, которые питают экранный мир «Ангелов революции»: традиция и авангард, хоть и враждуют в нем сюжетно, формально прекрасно уживаются. И это закономерно, поскольку оба апеллируют к язычеству и фольклору.

Екатеринбуржцу Федорченко удалось то, о чем тщетно мечтают его московские и питерские коллеги. В один прекрасный день он нарушил границу между документальным и игровым кино, сняв «Первые на Луне» — мокьюментари в стиле научпопа с фантастическим посылом: как будто бы советские космонавты в рамках секретной программы первыми высадились на Луне. Фикция оказалась достаточно убедительной, чтобы сорвать в Венеции награду за лучший фильм программы «Горизонты», причем с характеристикой «лучший документальный»! Потом появились «Овсянки», тоже своего рода мокьюментари — и опять мировая премьера в Венеции, и опять успех. Так началась серия экранизаций литературных мечтаний казанского писателя Дениса Осокина на тему угро-финского этноса, чьи древние мифы и обряды по-прежнему живы на просторах России. Об этом свидетельствовал и фильм «Небесные жены луговых мари», где мистификация тесно сплетена с мистикой и этнической эротикой. Выйдя на эту золотую жилу, Федорченко стал певцом локальных культур, пока еще не до конца раздавленных катком глобализации. В этом воспевании нет пафоса, зато есть ностальгия по утраченному и трогательный трагикомизм.

Именно в этой тональности снята финальная сцена «Ангелов революции», в которой Катя, первая новорожденная того революционного роддома, ныне глубокая старуха, поет «Песню о тревожной молодости» Пахмутовой. Документальная фактура (старуха-то настоящая) оправдывает завихрения самой причудливой фантазии. Но еще больше ее актуализируют события наших дней, в карикатурном кривом зеркале отражающие сюжеты вековой давности. Тогда авангард, ассоциировшийся с атеизмом и революцией, наступал на попов, шаманов и прочих служителей «темных культов», которые стали одними из первых жертв красного террора. Но довольно скоро сам авангардизм был объявлен крамолой, а его ангелы предстали мучениками новой религии. Прошло еще несколько десятилетий — похерен так и не построенный коммунизм, реабилитировано и возведено на пьедестал православие. И вот все повторяется по кругу: панк-молебен, повлекший «двушку», разрушение скульптур Сидура, погром «русофобской» украинской библиотеки, вторжение «борцов с наркотиками» на фестиваль левого искусства «Медиаудар». Ничто не ново под российской луной, и жизнь ангелов авангарда по-прежнему и опасна, и трудна.

Метки записи:  Алексей Федорченко, премьера, прокаты, фильм

Читайте также

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2023 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!