Фестиваль современной музыки Ultima в Осло удивляет сразу. Такого рода события не любят рамок, но Ultima умудряется жить так, будто их нет вообще, а фестивальная картина мира все же складывается в цельный паззл. В программе десяти дней уложилась полусотня событий во всех жанрах — концерты, спектакли, инсталляции, кинопоказы, лекции с обсуждениями, и все они обросли дополнительными смыслами в контексте и пространстве. Неслучайно символом фестиваля стал стилизованный в ультраэстетике бюст Бетховена — по словам арт-директора Ларса Петера Хагена его призыв «обнимитесь, миллионы» стал для Ultima ориентиром, реакцией на время национализма и разобщенности. Бетховен через музыку мечтал о мире, в котором хотел бы жить, и Ultima вслед за классиком попыталась приблизить заветную утопию. Причем силу желания оценили на самом высоком уровне, патроном фестиваля стал наследник норвежского престола Его Королевское Высочество кронпринц Хокон — об этом можно узнать из крохотных двух строк мелким шрифтом на последней — с благодарностями — странице буклета.
Никакого пафоса за этим не следует, ровно наоборот. Основные события происходили в Sentralen — бывшем банке в центре Осло, доброй волей превращенном в культурный центр детей и молодежи. В зале-лофте — Игнас Круглевичус и ансамбль Неон, извлекающих из акустических инструментов внутри пластиковых капсул близкие и потусторонние звуки. В классическом Мраморном зале — Филармонический оркестр Осло с опусом Тронда Рейнхольдтсена «Теория предмета», концерт с интерактивным видео, сбежавшей пианисткой, отсылкой к Бунюэлю и детским ужастикам. Можно сочетать Девятую симфонию Бетховена и электронные ремиксы на его темы, минималиста Мортона Фелдмана с детским праздником, а радикала Хельмута Лахенмана представить в паре с романтичным Шуманом в концерте «Любовь, Ницше и потерянная корзинка для прачки». Здесь же классические шумы Штокхаузена и психоделические медитации трио Lumen Drones в Центре искусств Хени-Унстад в пригороде Осло, открытые музыкальные встречи в музее Мунка. Будто кто-то бесконечно мудрый собрал всех и сказал «концерт — это скучно, давайте что-нибудь придумаем».
Был на Ultima особый «День Улисса», общеевропейский проект помощи молодым композиторам. Он включал концерт ансамбля Надар «Русское вторжение» с новыми работами Сергея Хисматова, Александра Хубеева, Алекса Наджарова и Марины Полухиной под сводами Культуркирхе Якоб, очень облагородившими заложенную в опус иронию. В комплект прилагалась лекция Андрея Смирнова о поисках нового звука в России — правда, он вел рассказ не со Скрябина, а с опричнины, плавно переходя на ностальгические кадры черно-белой кинохроники, где модные парни в водолазках управлялись с громадным звукорежиссерским пультом советского радио. Верный звук, как видится, ищут все и везде, невзирая на обстоятельства.
Пять событий в день — очень щедрая афиша, но вдобавок к ней Национальная Опера Норвегии представила в фестивальный лист недавнюю премьеру «Военный реквием» Бриттена. Знакомый как режиссер эпатажа каталонец Каликсто Биейто (Calixto Bieito) превратил мессу в пронзительный спектакль, полтора часа которого пролетают как миг. Молельные скамьи становятся грудой хлама с трупами, прекрасные витражи собора Ковентри сыплются вдребезги, партии сопрано и баритона сливаются в горе — режиссер словно выворачивает напоказ безумие войны, умножая мысль бриттеновской гармонией.
Новый Ultima уже намечен, и будь он хотя бы наполовину так же густ на события, как нынешний, фестиваль достоин самого пристального внимания. Он умеет показать, что для искусства нет трудных тем, все сочетается со всем, а в сближениях есть новые смыслы. Хотя это, пожалуй, не только про искусство.
Оставить комментарий