Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Свежие новости

  • Актер Евгений Стеблов: «Раневская была очень одинокой»
    Актер Евгений Стеблов: «Раневская была очень одинокой»
  • В Москве прошла звездная премьера сериала "Раневская"
    В Москве прошла звездная премьера сериала "Раневская"
  • Стихи от Евгения Язова
    Стихи от Евгения Язова
  • Какая неизлечимая болезнь у актрисы Валерии Ланской?
    Какая неизлечимая болезнь у актрисы Валерии Ланской?
  • Умер создатель образов кота Леопольда и Крошки Енота Вячеслав Назарук
    Умер создатель образов кота Леопольда и Крошки Енота Вячеслав Назарук
  • Покупка товаров для ручной работы
    Покупка товаров для ручной работы

Listis

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход игра история итоги кино кинофестиваль концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание особенность отказ открытие планы поздравление показ показатели постановка премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль статистика фестиваль фильм юбилей

В мире

В Москве проходит «Артдокфест»

11 декабря 2019 | Рубрика: Музыка | Нет комментариев
В Москве проходит «Артдокфест»

Фестиваль «Артдокфест» открылся драматической комедией Алины Рудницкой «Школа соблазнения». Гендерные коллизии — в фокусе некоторых конкурсных фильмов, а также фестивальной программы «#metoo?». О документальных работах женщин-режиссеров рассказывает Андрей Плахов.

Типичная структура такого кино — монтаж нескольких (обычно трех или четырех) женских образов и судеб. Наиболее последовательно этот принцип выдержан в картине «Школа соблазнения» Алины Рудницкой, снимавшей своих персонажей в ключевые моменты их жизни на протяжении десяти лет. Сложность режиссерской задачи усугубилась недовольством (и юридическими претензиями) одной из героинь относительно того, как она оказалась изображена. Хотя авторский подход к показу частной жизни отличается деликатностью, от которой давно отучили зрителей скандальные ток-шоу. Камера только фиксирует то, что ей предложено, но все равно ее взгляд субъективен — в той мере, в какой субъективно видит человек сам себя. Если же обозначить объективную линию «Школы соблазнения», то это про красивых, мотивированных и не самых глупых женщин, оказавшихся в плену социального мифа и гендерного стереотипа.

Первая из героинь, Алена, не без труда уводит из семьи возлюбленного, женит его на себе, но довольно скоро погрязает в бытовой рутине, когда мерилом счастья становятся соленые огурцы. Вторая, Вика, открывает магазин женского белья вместе с мужем, но чувства ее остыли, и она уходит от него, однако по-прежнему испытывает материальную и психологическую зависимость, тревогу и беззащитность. Третья, Диана, с самого начала не скрывает, что стремится к материальным ценностям, а потом уже к «отношениям». Заполучив в супружеские сети итальянца-педагога, специалиста по Достоевскому, она продолжает мечтать о дорогих нарядах от Max Mara и княжеском улове, который некогда выловила Грейс Келли.

Все три женщины идут к реализации своей жизненной программы через мужчин — и терпят фиаско. Фильм обходит вопрос, в какой степени они сами ответственны за свои неудачи, но то, что краху способствует общественный климат, подчеркнуто несколькими уровнями обобщений. Мы видим каждую из героинь среди клиенток курсов «Школа стерв»: карикатурный «гуру» учит их технике эротического соблазна и манипуляции сильным полом. Фоном основного сюжета становится День военно-морского флота в Петербурге, где на морячков вешаются девушки. А в финале каждой новеллы из телевизора раздается голос Владимира Путина, который по случаю «женского дня» славит традиционные семейные ценности, желательно с тремя детьми. Отметим: ни один из фигурирующих в фильме мужчин не замечен в физическом насилии; это весьма смирные и покладистые типы, которые, наверное, любят своих жен и даже в чем-то находятся у них под каблуком. Однако сама драматургия гендерных ролей выстроена таким образом, что женщина оказывается в зависимости — психологической и экономической, а это тоже форма насилия.

Фильм Рудницкой вполне мог быть сочтен манифестом феминизма, если бы последний не расслоился на наших глазах и самым активным его слоем не оказался самый токсичный — часто отталкивающий не только мужчин, но и женщин. В этом свете интересна (даже своим названием) картина Алисы Хайретдиновой «Я не феминистка», где четыре героини представляют разные модели феминистского поведения, более или менее радикального, но без столичного и фейсбучного снобизма, нацеленного своими стрелами на абстрактный, часто надуманный «патриархат». Тут же дело происходит не в Москве или Питере, а в Башкирии, где реально сильны исламские традиции. Тем больше впечатляет коллективный пикет девушек с плакатами о женском равноправии и мужском насилии; на них с любопытством, иногда скептически, а иногда и с сочувствием взирают обитатели уфимских новостроек. Девушки же выслушивают комментарии, терпеливо и без агрессии объясняют свою позицию.

Вот и самим фильмам, представленным на «Артдокфесте», присуща некрикливая, неистеричная интонация, хотя рассказывают они чаще всего о душераздирающих вещах. В картине Елены Ласкари «Где Матрена?» бабка-уборщица воспитывает двух внучек, одна из них больна церебральным параличом, другая мучительно переживает развод родителей, гибель матери, подлость отца, подростковое одиночество. В «Перерождении» Вероники Кузнецовой женщины, пострадавшие от партнеров-насильников, накладывают татуировки на следы порезов и ожогов, но душевные травмы скрыть сложнее.

В «Порочном незачатии» Инны Денисовой с горьким юмором показаны мытарства «позднего материнства» и практики ЭКО. Наглядно видно, как бездетные женщины оказываются париями общества, и даже медицина не прочь взять на себя карательные функции. А самый необычный фильм программы «#metoo?» — «Фантастический бред» дебютантки Татьяны Жуковой. Сама она и две другие девушки одновременно разыгрывают некий киносюжет и исповедуются перед камерой. Из этих откровений, в которых вперемешку присутствуют влюбленность, секс, тяга к суициду и опыт психушки, вырисовывается психологический портрет фрустрированного поколения, образ хрупкой феминности, пытающейся самоутвердиться в жестоком и враждебном мире.

Метки записи:  Артдокфест, мнение, прогнозы, совет, фесиваль

Читайте также

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2023 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!