Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Свежие новости

  • Ярмарка Art Russia 2023 в Москве
    Ярмарка Art Russia 2023 в Москве
  • В Бельгии застрелили коллекционера предметов искусства
    В Бельгии застрелили коллекционера предметов искусства
  • Живопись: история, жанры и техники
    Живопись: история, жанры и техники
  • Продолжение сериала "Папины дочки" выйдет осенью этого года
    Продолжение сериала "Папины дочки" выйдет осенью этого года
  • Ерохина поделилась подробностями своей победы на фестивале во Франции
    Ерохина поделилась подробностями своей победы на фестивале во Франции
  • В Минске начались съемки комедии с медвежонком в главной роли
    В Минске начались съемки комедии с медвежонком в главной роли

Listis

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход игра история итоги кино кинофестиваль концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание особенность отказ открытие планы поздравление показ показатели постановка премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль статистика фестиваль фильм юбилей

В мире

В Москве открылась выставка Михаила Карасика «Конструктивизм и другое»

7 ноября 2016 | Рубрика: Другие новости, Живопись, Музеи | Нет комментариев
В Москве открылась выставка Михаила Карасика «Конструктивизм и другое»

После выставки Пиранези в ГМИИ им. А.С.Пушкина, призрак этого венецианца, прославившего Рим, видится в Москве повсюду. Даже на выставке петербургского графика, художника книги Михаила Карасика в Московском музее современного искусства, на Гоголевском бульваре. Точнее, особенно на выставке петербургского художника Михаила Карасика «Конструктивизм и другое».

Михаил Карасик увлечен исчезнувшим миром отечественного искусства первой трети ХХ века примерно так, как Пиранези был увлечен Древним Римом. Как гравер дневал и ночевал (порой — буквально) на раскопках, среди античных руин, обмеривая их, записывая данные, составляя планы зданий и старых площадей, так Карасик изучает чертежи, фотографии, книги, газеты и журналы 1920-1930-х годов, архитектурные проекты «Дворца Советов», представленные на конкурс, и судьбу зданий, построенных конструктивистами в Ленинграде… Результатом этих штудий стали, например, альбомы о детской советской книге или толстенный фолиант, представляющий фотокнигу СССР. Но это, если так можно выразиться о вполне монументальных изданиях, побочный продукт деятельности художника. Точнее, та часть этой деятельности, что становится работой историка, исследователя.

Если же говорить о труде художника, то Карасика, как и Пиранези, интересуют не только архивные находки, но возможность представить драмы и трагедии истории, которые стоят за ними. Драматические коллизии между проектами будущего и ходом истории, которая, не заметив наших замечательно разумных и грамотных расчетов, идет, не спросив никого, каким-то своим, вовсе непредвиденным путем, в литографиях Карасика явлены в образе Атлантиды. Так, проекты «Дворца Советов», в которых участвовали и наши, и западные архитекторы, предстают пространством, где вместо самолетов и дирижаблей в пространстве листа появляются мухи (привет Илье Кабакову!), а к телескопу на набережную Москва-реки из проекта братьев Весниных неспешно вползает аллигатор… Знаки тления и гибели проектов славы и величия как метафоры руин зданий, которые никогда не были построены.

Но в отличие от мраморных артефактов античности, с которыми имел дело Пиранези, художник «раскапывает» в архивах и библиотеках чертежи и планы давних проектов, фотомонтажи в газетах с пожелтевшими страницами, тоненькие детские книги. Иначе говоря, Карасик работает с материалом, который выглядит обреченным перед лицом вечности. Хрупкие «синьки» чертежей, как и листки архивных изданий — расходный материал сиюминутного настоящего, не предназначенный для путешествия в будущее. И вот его-то художник берет за основу, заодно производя ключевую трансформацию: тиражный материал он превращает в эксклюзивную авторскую книгу художника, тираж которой — в пределах полутора десятков экземпляров.

Но тот факт, что перед нами не просто «найденные объекты», а работы замечательных архитекторов, фотографов, художников 1920-х годов, определяет потенциал диалога, вопрошания или спора, который неизбежен при замыкании-встрече в книгах Карасика разных полюсов времени. «Перевертыш», как на игральных картах, становится структурным приемом в серии «Оммаж конструктивизму». Равно и знаком того, что утопия всегда готова обернуться своей противоположностью с приставкой анти-, а взгляд на прошлое никогда не может быть зафиксированным раз и навсегда.

Впрочем, Карасик готов работать и с «найденными объектами». Но не как дадаисты, а опять же скорее, как Пиранези, предлагавший свой вариант «реставрации» античных вещей в рамках, как он говорил, «разумного предположения». Так, один из самых впечатляющих проектов выставки — «Цвет — оптика» (2012), отсылающий к теории Михаила Матюшина, художника, музыканта, теоретика, представлявшего «органическую» линию русского авангарда. Михаил Карасик работает с обрезками гуашей, оставшимися после работы над знаменитым «Справочником по цвету», сделанного Матюшиным с учениками. Книга с цветовыми таблицами вышла в 1932 году крохотным тиражом — 400 экземпляров. Учитывая, что гуаши красились по трафарету вручную, издание было фактически авторской книгой. Обрезки этих-то гуашей, как драгоценные реликвии, Карасик инсталлирует в свои листы. Причем он выстраивает цветовые сочетания по трехчастному принципу, открытому Матюшиным, но его композиции напоминают супрематические. Таким образом, коллаж становится памятником-реликварием, плюс учебным пособием, плюс местом встречи двух разных традиций русского авангарда, представленных именами Матюшина и Малевича.

Как Пиранези пылко участвовал в спорах XVIII века вокруг греческого и римского наследия, так Карасик воссоздает в своей графике диалог вокруг наследия авангарда. Но речь, разумеется, не идет о пресловутой «борьбе с формализмом». Речь именно о диалоге, поразительным примером которого стало стихотворение Даниила Хармса, прочитанное поэтом во время похорон Малевича и положенное им в гроб Казимиру Севериновичу. Это стихотворение «Утвердителю нового искусства» Михаил Карасик разворачивает в книгу, конструируя «вторжение» супрематических фигур в пространство фотографий 1930-х годов. Понятно, что супрематизм, и работы поэтов-обериуэтов, и теория Матюшина, не конструктивизм, а «другое». Так, «другое» пространство 1920-1930-х годов в проектах Михаила Карасика становится объемным.

В пространстве же выставки «книга художника» разворачивается в инсталляцию, где книгу продолжает фильм. Здесь «Сказ о двух квадратах» Эль Лисицкого превращается в анимацию… Фигурки для пьесы «Самозвери», придуманной Сергеем Третьяковым, Александром Родченко, Варварой Степановой, выходят на сцену в реконструкции одноименного мультфильма… Зал же, где показан проект «Вавилонская башня СССР», представляющий победивший на конкурсе проект Дворца Советов Бориса Иофана, становится кинозалом, где на экране — фильм «Новая Москва» (1938) Александра Медведкина. Он, кстати, в прокат в 1938 так и не вышел. В результате «будущее в прошедшем», где «карнавальная ночь» крутится в режиме нон-стоп, обретает черты дурной бесконечности. Ее пределы заданы еще в XVIII веке Пиранези — воспоминаниями об Аркадии и барочными видениями «Темниц…».

Метки записи:  выставка, идеи, Михаил Карасик, открытие

Читайте также

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2023 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!