В московском торговом центре «Метрополис» 1 февраля открылась инсталляция «Занимательные истории о князе Потемкине». «Истории про Потемкина и Екатерину на выставке «Это сам Потемкин!» здесь рассказаны как анекдоты, но когда анекдоты рассказывают ученые или музей, они звучат совсем по-другому: уходит пошлость, и получается рассказ-история», — сказал «РГ» на открытии директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.Это не первая инсталляция мирового музея в современных торговых центрах, такая же выставка о Потемкине в ноябре прошлого года успешно прошла в торговом центре «Галерея» в Санкт-Петербурге, ее посетили около 1,7 миллиона человек. А выставку, посвященную Главному штабу в том же торговом центре, около 2 миллионов человек.
На вопрос «Это экспансия искусства, завоевывающего уже и торговое пространство?» Михаил Пиотровский отвечает улыбкой: конечно, экспансия.Разумеется, никто не привез в торговый центр знаменитый севрский «Сервиз с камеями», который Екатерина подарила Потемкину, или курительницу из Османской империи, которую он подарил императрице. Эти прекрасные предметы, как и захваченную Потемкиным в походе знаменитую турецкую палатку, можно увидеть только на видео, как и главную «фишку» Эрмитажа в глазах массовой публики — часы «Павлин», тоже принадлежавшие Потемкину. Вместо подлинных вещей — фотографии, стаффажные фигурки, анимационные ролики. Но так ведь и покупатель в «Метрополисе» не готов погрузиться в 2-часовое путешествие в глубину и подлинность истории. Зато среди плоских фигурок екатерининского времени и всевозможного видео у него есть возможность удивиться прячущейся за инсталляцией подлинности.
— Для нас это важный шаг в музейном деле, — сказал «РГ» директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, — особенно сейчас, когда в музее зашкаливает любовь к театру. Чтобы найти приемы, отражающие это явление, мы с одной стороны напрямую связываем музеи и театры — у нас много разных совместных проектов с БДТ, а с другой — в главные для нас (по типу) — историко-культурные выставки втягиваем всяческую театральность и развлекательность. Интересные, живые истории сами по себе отсылают к настоящей науке и выставке подлинных вещей.
Самой анекдотичной по жанру выглядит история про встретившихся на дворцовой лестнице двух самых знаменитых фаворитов Екатерины Орлова и Потемкина и ответ первого на замаскированно-дежурный вопрос второго «Что нового при дворе?» — «Ничего, только вы подымаетесь, а я иду вниз». Историей-сожалением выглядит случай наметившегося знакомства Потемкина с Моцартом и вполне возможные (зная характер Потемкина и умение выбирать и продвигать лучших) перспективы связать судьбу великого композитора с Россией. А самой гордой историей выглядит список построенных Потемкиным городов.
— Зритель в торговых центрах самый разный, — говорит Михаил Пиотровский. — Раз мы все время говорим о доступности искусства (я даже борюсь с тем, чтобы этот принцип не превалировал), то вот вам хороший способ легкого, но скорректированного с выставкой в Эрмитаже рассказа об истории и искусстве. Это сродни открытию филиала Рейксмузеума в аэропорту Амстердама.Пока на выставку о Главном штабе в Торговом центре «Галерея» шли посетители, Эрмитаж «мониторил» увеличение количества посещений самого Главного штаба — а оно было существенное и очень важное: люди в Петербурге еще не привыкли к Главному штабу как части Эрмитажа.
И здесь, надеется Пиотровский, интересные и живые истории станут отсылать (никого при этом не заставляя) к настоящей науке и выставке подлинных вещей.
Что ждут от зрителя в торговом моле? Во-первых, его ждут в Эрмитаже на очень хорошей выставке. Во-вторых, ему напоминают, что Эрмитаж существует в самых разных видах и в столь же разных приезжает в Москву. И, наконец, это замечательный способ притягивать людей к серьезному искусству.
Оставить комментарий