Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Свежие новости

  • Бим из фильма Станислава Ростоцкого вернулся в Калугу
    Бим из фильма Станислава Ростоцкого вернулся в Калугу
  • Милош Бикович: горжусь работой с русскими и голливудскими актерами
    Милош Бикович: горжусь работой с русскими и голливудскими актерами
  • Новосибирскую консерваторию имени М. И. Глинки возглавит Вячеслав Стародубцев
    Новосибирскую консерваторию имени М. И. Глинки возглавит Вячеслав Стародубцев
  • Коллективу Пушкинского музея представили нового директора
    Коллективу Пушкинского музея представили нового директора
  • Описание сайта «Назад в СССР»
    Описание сайта «Назад в СССР»
  • Дань памяти мастеру: В Театре Виктюка состоялась премьера, посвященная его основателю
    Дань памяти мастеру: В Театре Виктюка состоялась премьера, посвященная его основателю

Listis

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход игра история итоги кино кинофестиваль концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание особенность отказ открытие планы поздравление показ показатели постановка премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль статистика фестиваль фильм юбилей

В мире

Умер писатель Амос Оз

4 января 2019 | Рубрика: Литература | Нет комментариев
Умер писатель Амос Оз

Псевдоним «Оз», что на иврите означает «сила», 15-летний Амос Клаузнер взял в 1944 году, переселившись из Иерусалима в старейший кибуц Хульда. Кибуцу — воплощению социалистической утопии раннего сионизма — он хранил упорную верность, возвращался туда со всех своих войн и из Оксфорда, где учился в конце 1960-х. И перебрался в город только в 1986-м, когда у его сына обнаружилась астма.

Отец Оза, приехавший в Палестину из Вильно, был известным литературоведом и сторонником Владимира Жаботинского, лидера агрессивно-правого — «ревизионистского» — сионизма. По словам Амоса, он сам до поры до времени был «фанатиком», верившим в возрождение Израиля не иначе как в крови и пламени. Спустя годы, отвоевав в пограничных стычках на сирийской границе в конце 1950-х и нешуточных сражениях на Синае (1967) и Голанских высотах (1973), он отчеканит: «Об огне и мече я не умею писать». Отдав воинский долг, Оз в 1978-м окажется среди 348 резервистов, составивших ядро движения «Мир — сейчас». Ветераны потребовали примирения с арабскими соседями, признания Организации освобождения Палестины и создания палестинского государства. До сих пор активное движение выводило на улицы сотни тысяч граждан, протестовавших против вторжения в Ливан и «точечных ликвидаций» палестинских лидеров, требовавших расследования израильского участия в чудовищной резне в палестинских лагерях Сабра и Шатила (1982) и эвакуации поселений с оккупированных территорий.

В политике Оз являл и яростный темперамент старого солдата, ненавидящего войну, и весь набор противоречий, неизбежных для левого израильского интеллектуала.
Верил в идеалы сионизма, но констатировал, что в утопии что-то «сломалось», пошло не так. Верил, что это «не так» можно исправить, но признавался, что не знает, как это сделать. Честил поселенцев «гангстерами, садистами, погромщиками и убийцами» и отсылал свою книгу с дарственной надписью в тюрьму Маруану Баргути, числящемуся «террористом № 1». Но при этом не желал возвращения палестинских беженцев после гипотетического размежевания на территорию Израиля, готовность драться за который неизменно декларировал. Кто-кто, а Оз — с его-то биографией — имел право на все эти противоречия. Тем нелепее проклятия, которые обрушивали на голову «предателя» неофиты, не сделавшие для Израиля и тысячной доли того, что сделал он. Прежде всего, как выдающийся писатель, с именем которого полвека ассоциируется израильская литература.

Слом мировоззрения был вызван не столько сменой политических вех, сколько — о чем Амос Оз писал в автобиографической книге «Повесть о любви и тьме» (2002) — самоубийством матери.

Именно тогда 12-летний Оз начал осознавать, что удел человеческий определяется не национальностью, религией или идеологией, а экзистенциальными вопросами.
Сборники «Где воют шакалы» (1965) и «До самой смерти» (1971), романы «Другое место» (1966) и «Мой Михаэль» (1968) вывели его в лидеры «новой волны». А отличие ее авторов от пионеров израильской литературы заключалось как раз в том, что в своих героях они видели не Евреев с большой буквы, а людей. Отягощенных страхом смерти и призраками любви, творящих себе кумиров и разочаровывающихся в них. Просто любовников, супругов, соседей, друзей, в чьих отношениях отражалась не специфика Израиля, а человеческие страсти. Так, один из его самых известных романов «Черный ящик» (1986) — переписка бывших супругов. Она — экзальтированная религиозная неофитка. Он — уехал в США, где пишет как раз о проблеме фанатизма. Но тревога за судьбу сына по-прежнему объединяет их.

Амос Оз декларировал преемственность великому американскому новеллисту Шервуду Андерсону: его любимым жанром был «роман в новеллах», связанных общими персонажами. Его эстетика и философия были столь же по-человечески противоречивы, как и его политические убеждения. Он мог впадать в резонерство и погружаться в фантазии на грани сюрреализма. Декларировать то сугубый рационализм, то пантеизм, если не мистицизм. И всегда оставался апологетом «медленного чтения», которое только и может доставить людям «спокойное счастье».

Метки записи:  Амос Оз, мнение, причины, смерть

Читайте также

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2023 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!