Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Свежие новости

  • В прокат вышел фильм Marvel «Громовержцы*»
    В прокат вышел фильм Marvel «Громовержцы*»
  • «Евровидение-2025» ждет решения Селин Дион и разбирается с секс-скандалами
    «Евровидение-2025» ждет решения Селин Дион и разбирается с секс-скандалами
  • Глава РФПИ встретился с Оливером Стоуном
    Глава РФПИ встретился с Оливером Стоуном
  • В Москве открылась выставка к юбилею Владимира Васильева
    В Москве открылась выставка к юбилею Владимира Васильева
  • Фильтры для окрасочно-сушильных камер: важность качественной очистки воздуха
    Фильтры для окрасочно-сушильных камер: важность качественной очистки воздуха
  • Умерла актриса театра и кино Элеонора Леви
    Умерла актриса театра и кино Элеонора Леви

Listis

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход история итоги кино концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание описнаие опсиание особенность отказ открытие перспективы планы поздравление показ показатели премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль статистика фестиваль фильм юбилей

В мире

Тренд на «Оттепель»: почему шестидесятые снова в моде

14 февраля 2017 | Рубрика: История, Кино | Нет комментариев
Тренд на «Оттепель»: почему шестидесятые снова в моде

Капроновые кофты и нейлоновые чулки, «Доктор Живаго» и самиздат, поэтические чтения в «Политехе» и первый человек в космосе — в Москву пришла оттепель. На фестивале, посвященном этому периоду советской истории, «Оттепель: лицом к будущему» впервые объединились ГМИИ им. Пушкина, Музей Москвы, Парк Горького и Третьяковская галерея. В последней на этой неделе открывается масштабная выставка, посвященная, пожалуй, самому креативному периоду советской истории. Стихийная ностальгия по 1960-м отражается и в кино, и в моде, и на книжных полках. Кажется, «таинственная страсть» к тому периоду неслучайно охватила общество именно сегодня. Оттепель, формально продлившаяся совсем недолго, с 1954 по 1968 год, была временем почти ренессансного расцвета во всем — от архитектуры и поэзии до науки и техники.

Люди искренне гордились своей страной и ее достижениями. Высоцкий, Любимов, Вознесенский, Евтушенко, Гагарин, Ландау, Калатозов, Данелия — оттепель подарила десятки имен, которые стали частью истории. Их заслуги никто не может оспорить, как это часто происходит с героями дня сегодняшнего. 1960-е сегодня помнят многие, для них эти годы — детство и молодость. То счастливое время, когда деревья были большими, будущее — светлым, фильмы — интересными, стихи — хорошими, проза — современной.

Даже те, кто не застали те годы, знают их по комедиям Рязанова или песням Окуджавы. Выставка об оттепели — место, где могут встретиться бабушка и внук, уверена директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. «Наша аудитория — все. Это те люди, которые помнят оттепель, те, у кого на этот период пришлась юность их родителей. Это те люди, которых заинтересует эта тема, и, конечно, молодые зрители. Мы рассчитываем на все возрасты и социальные категории, потому что это была эпоха демократической культуры и устранения иерархии между высоким и низким».

Моду на оттепель задало телевидение. В 2013 году на экраны вышел одноименный сериал Валерия Тодоровского — по его словам, «дань памяти тому яркому поколению», к которому принадлежал и его отец, режиссер Петр Тодоровский. Несмотря на претензии к исторической точности, сериал завоевал любовь зрителей и получил премию «Ника». В прошлом октябре на Первом канале с успехом показали другой тематический ретросериал — «Таинственная страсть» по роману Василия Аксенова. За вымышленными именами его героев были выведены яркие представители поколения шестидесятников: Владимир Высоцкий и Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко и Белла Ахмадуллина, Эрнст Неизвестный и Булат Окуджава.

В 2017-м на телеканале «Россия» выйдет еще один сериал – «Оптимисты» режиссера Алексея Попогребского – о молодых дипломатах, которые пришли в МИД в шестидесятые менять мир. Интерес к сериалам об оттепели напрямую связан с ностальгией по кино того времени. Фильмы шестидесятых привлекают современного зрителя прежде всего своей искренностью, желанием говорить о темах, которые долгое время были под запретом, считает куратор выставки «Оттепель» в Третьяковской галерее Кирилл Светляков.

«Не все понимают, что говорить правду о вещах и ситуациях, связанных с войной, о лагерях – чрезвычайно трудно. Как рассказать, как ты убивал людей на фронте? Шестидесятые вызывают симпатии у зрителей, потому что, в первую очередь, идут ассоциации с кино. Это желание говорить правду было очень важным, но где взять этот язык, как его придумать? Вот это проблематика фильмов оттепели». В 1960-е впервые проговаривается больное и сложное о войне в «Летят журавли» Калатозова и «Балладе о солдате» Чухрая, о плене и концлагерях в «Судьбе человека» Бондарчука, о попытках молодежи найти себя в послевоенной жизни в «Заставе Ильича» Хуциева.

При этом фильмы оттепели были наполнены удивительным ощущением надежды. Этот невероятный оптимизм проявился в расцвете жанра комедии. Один за другим на экраны выходили хиты Данелии, Климова и Рязанова: «Я шагаю по Москве», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Берегись автомобиля» и «Гусарская баллада».

Оттепель – это абсурдистские комедии Леонида Гайдая о приключениях неунывающего Шурика и первые новаторские фильмы Андрея Тарковского – «Иваново детство» и «Андрей Рублев». И, конечно, это лица. Типажи шестидесятых встретить в современном кино практически невозможно, считает кинорежиссер Алексей Попогребский, автор проморолика для выставки «Оттепель».

«Для меня оттепель – это даже не столько материальная культура и стиль, сколько глаза и улыбки, которые каждый из нас помнит: глаза Самойловой, глаза Малявиной, глаза Варлей, улыбка Михалкова в «Я шагаю по Москве». Те вещи, которые нельзя в качестве костюма примерить на актера и выпустить его в кадр. Такие глаза, такие улыбки сегодня найти сложно. Мы не смотрим уже такими глазами в будущее и на сегодняшний день».

Не меньшую роль в те годы играл театр. Флагманами оттепели становятся молодые площадки – «Современник» под руководством Олега Ефремова и «Таганка» Юрия Любимова. Начинающие режиссеры и актеры, трудности с цензурой и помещениями – все это компенсировалось горящими глазами и бешеной энергией. Самые смелые спектакли ставились по пьесам современных драматургов – Розова, Володина, Гельмана. По-новому зазвучали произведения Шварца, Брехта и даже Мольера. Культовыми постановками тех лет были «Добрый человек из Сезуана» с Высоцким и Золотухиным и «Голый король» с Евстигнеевым.

Имена режиссеров, актеров и драматургов знали не хуже звезд кино. На спектакли ломились — как на Западе на концерты «Битлз». Театр превратился в культ, сравниться с которым могло лишь преклонение перед литераторами. Сегодня сложно представить, что поэты, как рок-звезды, собирали стадионы. «Поэт в России больше, чем поэт» – эта фраза из стихотворения Евгения Евтушенко как нельзя лучше описывала атмосферу оттепели.

«Местом силы», как это модно теперь называть, был Политехнический музей. Послушать Вознесенского, Евтушенко, Рождественского, Окуджаву, Ахмадуллину собирались и рабочие, и интеллигенты. Поэты с энтузиазмом читали стихи в домах культуры при заводах и сочиняли стихи о строительстве ГЭС.

Метки записи:  история, мода, Оттепель, тренд
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2025 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!
Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам.
Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)