Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Свежие новости

  • В Минкультуры назвали причину отзыва прокатного удостоверения у "Айты"
    В Минкультуры назвали причину отзыва прокатного удостоверения у "Айты"
  • Фильмы "Чебурашка" и "Вызов" получили награды на премии "Событие года"
    Фильмы "Чебурашка" и "Вызов" получили награды на премии "Событие года"
  • Депутат предложил увеличить финансирование фильмов с госсимволикой
    Депутат предложил увеличить финансирование фильмов с госсимволикой
  • Стали известны исполнители главных ролей в новой экранизации "Евгения Онегина" Пушкина
    Стали известны исполнители главных ролей в новой экранизации "Евгения Онегина" Пушкина
  • Стал известен лауреат Букеровской премии за 2023 год
    Стал известен лауреат Букеровской премии за 2023 год
  • Дебютные работы итальянских режиссеров показывают в Москве
    Дебютные работы итальянских режиссеров показывают в Москве

Listis

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход игра история итоги кино концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание опсиание особенность отказ открытие перспективы планы поздравление показ показатели премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль статистика фестиваль фильм юбилей

В мире

Спектакль по роману Алексея Сальникова в «Гоголь-центре»

22 января 2020 | Рубрика: Кино, Театры | Нет комментариев
Спектакль по роману Алексея Сальникова в «Гоголь-центре»

В «Гоголь-центре» состоялась премьера спектакля «Петровы в гриппе» в постановке режиссера Антона Федорова. Одновременно с этим художественный руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников заканчивает съемки фильма «Петровы в гриппе». О том, как популярный роман-фантасмагорию Алексея Сальникова перенесли на театральные подмостки, рассказывает Ольга Федянина.

За последние три года не было, кажется, успешнее русской книги, чем роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него». Кирилл Серебренников, который запросы времени и публики понимает, как, вероятно, никто другой в сегодняшнем театре, к этому успеху отнесся с двойным интересом — и как режиссер, и как худрук-продюсер. То есть сам Серебренников снимает фильм «Петровы в гриппе» по своему собственному сценарию, а одновременно с этим премьера спектакля «Петровы в гриппе» состоялась в возглавляемом Серебренниковым «Гоголь-центре». Но поставил его здесь ученик Юрия Погребничко режиссер Антон Федоров. Получается своеобразный спин-офф — магистральная линия с ответвлением-вариацией, хотя тут не сразу и скажешь, кто кому приходится «ответвлением»: понятно, что экранизация, скорее всего, первична, но фильм Серебренникова пока закончен только в съемочной своей части, а спектакль-то уже вышел и собирает законные аншлаги.

В каком-то смысле прихотливость этой производственной конструкции, конечно же, под стать конфигурации самого романа. История нескольких дней из жизни «простых жителей Екатеринбурга», рассказанная Алексеем Сальниковым как история болезни в буквальном смысле слова, естественным образом вписывается в длинную линию русского литературного фэнтези, от «Вия» до «Альтиста Данилова». В «Гоголь-центре» сделали своего рода спектакль-инсталляцию, в котором на ограниченном пространстве миры и времена даже не смешиваются, а просто не имеют никакого шанса отделиться друг от друга.

Разговоры о трудностях перевода с литературного на сценический правомерны, но в данном случае, кажется, немножко преувеличены. Современный театр уже давно научился работать именно с тем, что составляет главную движущую силу романа Сальникова: пересечение и смешение пространств и времен.

В рецензиях и откликах на роман бросается в глаза частота, с которой употребляются слова «оборачивается» и «на грани». В спектакле Антона Федорова все ситуации и персонажи тоже на грани и постоянно «оборачиваются». Вот едет гриппующий автомеханик Петров-старший (Семен Штейнберг) домой в переполненном троллейбусе, а доезжает совсем не домой и уже на катафалке. Вот таблетка просроченного аспирина превращает обычный грипп в апокалиптический вирус. Вот жена Петрова (Яна Иртеньева) из сдержанной библиотекарши превращается в фурию-убийцу. Вот Петров-младший оборачивается из крошки-сына в жертвенного агнца, потом в пестро одетый мячик, а потом и вовсе раздваивается (Роман и Артем Борзовские). Вот Иосиф Бродский оказывается навязчивым унылым призраком, долдонящим в районной библиотеке свое «не выходи из комнаты». А куда ж ты из нее выйдешь, если ничего, кроме этой самой комнаты, и нету? Она же районный ДК с елочкой, она же библиотека, она же синий троллейбус номер три. Троллейбусное нутро, собственно, и оборудовано как универсальное пространство. Художник Савва Савельев упаковал в него немыслимое количество деталей и подробностей, предметов-симптомов, предметов-подсказок и обманок в этом спектакле немерено, подобраны и соединены они остроумно и точно, и в какие-то моменты хочется остановить картинку и просто разглядывать ее как музейный объект, литературную инсталляцию. Или как археологический разрез, в котором спрессованы не только разные эпохи, но и разные слои бытия: вот вам сказка, вот вам притча, вот вам троллейбусный вербатим, вот вам провинциальная чернуха 1990-х, вот вам постсоциалистическое ретро. А все вместе — неразлепляемая русская хтонь, особенно близкая и понятная как раз таки вокруг Нового года, когда происходит действие романа и когда две недели день без числа, а елочка все никак не погаснет.

Эта сверхнасыщенность пространства разными слоями и временами — и главная притягательная сила спектакля, и главная его проблема. С театральной точки зрения наиболее удачны даже не сами «фокусы» пространства и времени, а то, как внутри этих «фокусов» актерам удается практически без швов и ниток оказываться во всех слоях того самого археологического разреза одновременно. В особенности это относится к двум женским ролям — и Петрова (Яна Иртеньева), и Снегурочка-Марина (Мария Поезжаева) виртуозно сохраняют единство бытового, монотонного, узнаваемого и чистой фантасмагории. Проблема же здесь чисто драматургическая и в каком-то смысле неизбежная. Троллейбус этого спектакля на всем солидном протяжении — два с лишним часа без антракта — не то чтобы особенно движется. Ему и некуда, потому что все эпохи и все сюжеты в нем есть изначально, все срифмовано и завязано одно на другое, ни одному сюжету не положено ни начала, ни развязки. И если «гений места» Роза Хайруллина проходит яркой тенью через весь спектакль, периодически предлагая всем участникам поесть суп, то понятно, что никакого супа никто так до конца и не увидит. Хотя при гриппе, скорее всего, это как раз и помогло бы

Метки записи:  Гоголь-центре, мнение, особенность, совет, спектакль
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2023 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!
Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам.
Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)