Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Свежие новости

  • "Дядя Ваня" в версии Дениса Азарова - на сцене МХТ им. Чехова
    "Дядя Ваня" в версии Дениса Азарова - на сцене МХТ им. Чехова
  • Русский музей отметит 125-летие со дня открытия специальной программой
    Русский музей отметит 125-летие со дня открытия специальной программой
  • Россия станет почетным гостем XXX Минской международной книжной выставки-ярмарки
    Россия станет почетным гостем XXX Минской международной книжной выставки-ярмарки
  • Умер концертмейстер Большого театра Владимир Пушечников
    Умер концертмейстер Большого театра Владимир Пушечников
  • Выпускник Кабардино-Балкарской мастерской Сокурова снял фильм на родине
    Выпускник Кабардино-Балкарской мастерской Сокурова снял фильм на родине
  • Критики назвали сильные и слабые стороны сиквела "Джона Уика" с Ривзом
    Критики назвали сильные и слабые стороны сиквела "Джона Уика" с Ривзом

Listis

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход игра история итоги кино кинофестиваль концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание особенность отказ открытие планы поздравление показ показатели постановка премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль статистика фестиваль фильм юбилей

В мире

Создатели «Папы» посвятили спектакль памяти Галины Волчек

14 февраля 2020 | Рубрика: Театры | Нет комментариев
Создатели «Папы» посвятили спектакль памяти Галины Волчек

Дочь и отец. Как им понять друг друга, если возможности диалога исчерпаны? Кто-то из зрителей плачет, кто-то ежится — тема тяжелая. На Чистых прудах с аншлагами играют «Папу» в постановке Евгения Арье. «Известия» оценили первую после ухода Галины Волчек премьеру «Современника».Пьесу Евгению Арье предложила выбрать сама Галина Борисовна — доверяла. Ранее руководитель израильского театра «Гешер» с успехом поставил в «Современнике» два спектакля — «Враги. История любви» и «Скрытая перспектива», а сейчас остановился на семейной дилогии французского драматурга Флориана Зеллера. Ее первую часть «Мама» (La mere) он в прошлом году представил в «Гешере». В Москве настала очередь «Папы» (Le pere).

Находка для режиссера
Обе пьесы отмечены престижной премией «Мольер», но успех «Папы» на мировых подмостках оказался в разы больше. Рассказ о Маме, женщине за 50, не знающей, чем заполнить жизнь, когда дети выросли и покинули семейное гнездо, а муж так надоел, что впору вообразить его похороны, по-своему притягательна. Но злоключения Папы, которому по пьесе далеко за 80, по-настоящему западают в душу.

Кроме того, сочинение Зеллера — находка для режиссера. Здесь есть всё для острых и неоднозначных решений. Мерцающий жанр, где сосуществуют, взаимоперетекая, трагедия, фарс, ироническая комедия, мистическая драма и детектив. Драматургические трансформации, когда один и тот же диалог или монолог проигрывается в различных ситуациях. Наконец, сам сюжет, в котором по меньшей мере четыре линии.

Кто он, этот Папа? Впавший в безумие старик? Путается в своем прошлом, не в силах вникнуть в настоящее, нуждается в постоянном присмотре… Жертва мошенников, которые, прикинувшись близкими родственниками, завладевают его квартирой и имуществом? Ловкий актер, на ходу сочиняющий истории и ведущий какую-то свою, только ему известную игру? Или — еще одна версия — мы становимся свидетелями странного мира, созданного фантазиями больного? Драматург словно расставляет сети, заманивая доверчивого зрителя. Но тот в любом случае в выигрыше — сам решает, куда повернуть и к чему в итоге прийти. Создатели спектакля лишь задают вектор воображению.

Режиссер — сторонник реализма, тем более и выдумывать ничего не приходится: с показанным сталкивается каждая третья семья. Дочь Анна (Виктория Толстоганова) разрывается между необходимостью ухаживать за неадекватным отцом и устройством собственной жизни. Ее муж (Сергей Гирин) терпит-терпит, а потом выплескивает раздражение в адресованном тестю вопросе: не надоело ли ему обременять собой окружающих? Сиделка (Дарья Белоусова), взяв нужный, по ее разумению, тон беседы с пациентом, неожиданно убеждается, что он не действует. Доктор (Олег Феоктистов) и медсестра (Янина Романова) просто честно выполняют свою работу. Мотивации у всех четкие, ситуации узнаваемые.

Позвоните родителям
Художник спектакля Николай Симонов, напротив, движется к мистике. Свет холодный, призрачный. Сценическое пространство регулируется панелями из полупрозрачного пластика, мебели то много, то вообще нет. Старинный диван в одном эпизоде оказывается посередине сцены, в другом подпирает кулису. Пространство явно одно, но как будто обозревается разными взглядами. Каждому персонажу — своя площадь. Мобильность и вариативность — девиз спектакля. Кто есть кто, понять трудно. Только мы свыклись с конфигурацией жилища, как она меняется. Едва освоились с героями, как выясняется, что они не те, за кого себя выдают.

Мир бесконечно изменчивый, где трудно, но для выживания необходимо найти точку опоры, представлен с почти физической осязаемостью. В веренице непоняток относительно постоянен только Папа. В этой роли Сергей Гармаш, который, по его словам, давно хотел сыграть человека слабого, растерянного, беззащитного, и теперь нужно убедительно этой мечтой овладеть — чтобы поверили. Действительно овладел — веришь. Особенно удаются актеру голосовые модуляции — от трогательных, просящих до истерически повелительных. Но есть одна деталь, вносящая непрошеные акценты в восприятие всей истории.

Флориан Зеллер писал роль Папы для выдающегося французского актера Робера Ирша, которому на момент премьеры в 2013-м исполнилось 88 лет. В июне прошлого года Зеллер снял одноимённый фильм по своей пьесе и играть Папу пригласил 82-летнего Энтони Хопкинса. Видимо, возраст актера для него значит нечто большее, чем строчку в паспорте. Возможно, это некое пограничное ощущение себя в мире, которое не сможет воспроизвести самая блистательная актерская техника.

Если исходить из посыла драматурга, то Сергей Гармаш для этой роли непозволительно молод. Ни тремор рук, ни раскоординированность движений, освоенные им с медицинской тщательностью, этого не скрывают. В его случае впору вести речь не о завершении земного пути, а о трудной жизненной ситуации — получил, скажем, человек черепно-мозговую травму, с последствиями которой с переменным успехом борется. Считать ли этот нюанс проколом? Только отчасти. Спектакль отлично сделан и цели своей достигает. Хочется срочно позвонить родителям, а лучше — тут же их навестить. Галина Борисовна Волчек очень ценила такую спонтанность зрительских реакций. Можно предположить, что «Папа» бы ей понравился.

Метки записи:  Галина Волчек, мнение, прогнозы, совет, спектакль

Читайте также

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2023 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!