В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) знаковая премьера: впервые за 30 лет на большой сцене будет поставлена опера современного композитора — «Влюбленный дьявол» Александра Вустина. Режиссером выступил Александр Титель, а за дирижерский пульт встал худрук Государственного академического симфонического оркестра Владимир Юровский, прежде не работавший в МАМТе. О том, чем это событие интересно и как оно может повлиять на развитие современной российской музыки, читайте в материале «Известий».
Формула гармонии
Александр Вустин — один из ведущих отечественных композиторов, соратник Софии Губайдулиной, Альфреда Шнитке и других шестидесятников. Однако довольно долгое время его творчество было в тени. Отчасти это связано со скромностью самого автора, никогда не «пробивавшего» исполнение своих произведений, не стремившегося к какой-либо публичной деятельности. Отчасти — с его стилевым курсом: для широкой публики он был слишком авангардным, причем, в отличие от Губайдулиной и Шнитке, Вустин редко заходил на территорию кино. Но и на фоне коллег по цеху он стоял особняком, мысля свою музыку как развитие традиций первой половины XX века, а не второй.
Это практически единственный в нашей стране крупный композитор, последовательно работавший в додекафонии (серийной технике). Этот метод композиции, призванный, по замыслу его создателей, прийти на смену привычной тональности, основан на следующей идее: всё произведение — неважно, длится оно минуту или два часа — выводится из одной звуковой последовательности, называемой «серия». Причем звуки внутри серии не должны повторяться. Когда проходят все 12 звуков, серия в разных трансформациях проводится снова, и так до конца сочинения.
Критики говорили об искусственности, чрезмерной «математичности» такой музыки. Но с другой стороны, этот принцип обеспечивал исключительное внутреннее единство музыкальной ткани и особую смысловую наполненность каждого звука.
Додекафония появилась в 1910-х–1920-х годах. Ученые спорят, кому принадлежит пальма первенства, поскольку практически одновременно в разных странах несколько композиторов пришли к различным вариантам серийности. Первым «запатентовал» это открытие Арнольд Шенберг, однако, по-видимому, его ученик Антон Веберн нашел двенадцатитоновую технику раньше (хотя никогда не оспаривал формального первенства старшего коллеги). И именно Веберн стал тем автором, который раскрыл потенциал додекафонии и создал с ее помощью шедевры, во многом определившие развитие музыки во второй половине XX века.
У Шенберга был еще один великий ученик — Альбан Берг. Его перу принадлежит первая и главная двенадцатитоновая опера: «Лулу» (1929–1935). Эта троица — Шенберг, Веберн и Берг — вошла в историю как нововенская школа (по аналогии с венской школой — Гайдном, Моцартом и Бетховеном). И они были убеждены, что в будущем музыка пойдет именно по протоптанной ими дорожке. Действительно, уже после Второй мировой войны, когда музыкальная жизнь стала оживать и появился ряд новых ярких композиторских имен (Пьер Булез, Карлхайнц Штокхаузен, Дьердь Лигети…), дань додекафонии отдавали многие. Но почти для всех молодых авторов это стало лишь небольшим творческим этапом, а дальше они двигались уже в ином направлении.
Схожим образом история развивалась и в Советском Союзе. Несмотря на то, что додекафония была фактически под запретом как эстетически чуждое веяние Запада, молодые авторы тайком изучали партитуры нововенцев и пробовали применять их находки. Первое серийное произведение в послевоенном СССР написал Андрей Волконский, за ним последовали и Денисов, и Шнитке, и Губайдулина, и много кто еще, но именно для Вустина, который пришел к серийности позже остальных, уже в 1970-х, это стало основой творчества на всю жизнь.
Что еще интереснее, у Вустина серия одна на все сочинения. То есть, проще говоря, вся его музыка вырастает из единственной звуковой последовательности, мелодии. И началось это именно с оперы «Влюбленный дьявол».
Оперные метаморфозы
— «Влюбленного дьявола» я начал писать в 1975 году и работал над оперой 14 лет, — рассказал «Известиям» композитор. — Что-то добавлял понемногу, год за годом. При этом первые пять лет были предварительными, потому что я должен был освоить додекафонию. До оперы у меня были еще две пробы в этой технике. Я написал сонату для шести инструментов на одну серию, затем — две пьесы для трубы соло — на другую. Но когда начал сочинять оперу, интуитивно нашел то, что мне нужно. Серию, которую я потом и использовал во всей остальной музыке.
Основой сюжета стала одноименная повесть писателя XVIII века Жака Казота. Главный герой — молодой испанский дворянин дон Альвар. В качестве забавы он вызывает дьявола, но когда тот появляется перед ним в своем отвратительном облике, требует от него принять более приятный вид. Сатана, пораженный дерзостью юноши, влюбляется и после череды метаморфоз превращается в прекрасную девушку Бьондетту, а затем уговаривает Альвара отправиться с ней (то есть с ним) в путешествие…
Оставить комментарий