Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Свежие новости

  • Американские сценаристы завершили забастовку
    Американские сценаристы завершили забастовку
  • Скрипачка из Вены приедет в Москву на мастер-класс российского музыканта
    Скрипачка из Вены приедет в Москву на мастер-класс российского музыканта
  • Известная певица объяснила популярность SHAMAN падкими женщинами
    Известная певица объяснила популярность SHAMAN падкими женщинами
  • Умерла актриса из "Глухаря" Ангелина Ноздрина
    Умерла актриса из "Глухаря" Ангелина Ноздрина
  • Байкальский кинофестиваль: Смотрим фильмы из 17 стран мира
    Байкальский кинофестиваль: Смотрим фильмы из 17 стран мира
  • Умерла актриса из "Сказки о царе Салтане" Нина Беляева
    Умерла актриса из "Сказки о царе Салтане" Нина Беляева

Listis

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход игра история итоги кино концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание опсиание особенность отказ открытие перспективы планы поздравление показ показатели премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль статистика фестиваль фильм юбилей

В мире

Сатана там правит бал: МАМТ отметит юбилей «Влюбленным дьяволом»

12 февраля 2019 | Рубрика: Театры | Нет комментариев
Сатана там правит бал: МАМТ отметит юбилей «Влюбленным дьяволом»

В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) знаковая премьера: впервые за 30 лет на большой сцене будет поставлена опера современного композитора — «Влюбленный дьявол» Александра Вустина. Режиссером выступил Александр Титель, а за дирижерский пульт встал худрук Государственного академического симфонического оркестра Владимир Юровский, прежде не работавший в МАМТе. О том, чем это событие интересно и как оно может повлиять на развитие современной российской музыки, читайте в материале «Известий».

Формула гармонии
Александр Вустин — один из ведущих отечественных композиторов, соратник Софии Губайдулиной, Альфреда Шнитке и других шестидесятников. Однако довольно долгое время его творчество было в тени. Отчасти это связано со скромностью самого автора, никогда не «пробивавшего» исполнение своих произведений, не стремившегося к какой-либо публичной деятельности. Отчасти — с его стилевым курсом: для широкой публики он был слишком авангардным, причем, в отличие от Губайдулиной и Шнитке, Вустин редко заходил на территорию кино. Но и на фоне коллег по цеху он стоял особняком, мысля свою музыку как развитие традиций первой половины XX века, а не второй.

Это практически единственный в нашей стране крупный композитор, последовательно работавший в додекафонии (серийной технике). Этот метод композиции, призванный, по замыслу его создателей, прийти на смену привычной тональности, основан на следующей идее: всё произведение — неважно, длится оно минуту или два часа — выводится из одной звуковой последовательности, называемой «серия». Причем звуки внутри серии не должны повторяться. Когда проходят все 12 звуков, серия в разных трансформациях проводится снова, и так до конца сочинения.

Критики говорили об искусственности, чрезмерной «математичности» такой музыки. Но с другой стороны, этот принцип обеспечивал исключительное внутреннее единство музыкальной ткани и особую смысловую наполненность каждого звука.

Додекафония появилась в 1910-х–1920-х годах. Ученые спорят, кому принадлежит пальма первенства, поскольку практически одновременно в разных странах несколько композиторов пришли к различным вариантам серийности. Первым «запатентовал» это открытие Арнольд Шенберг, однако, по-видимому, его ученик Антон Веберн нашел двенадцатитоновую технику раньше (хотя никогда не оспаривал формального первенства старшего коллеги). И именно Веберн стал тем автором, который раскрыл потенциал додекафонии и создал с ее помощью шедевры, во многом определившие развитие музыки во второй половине XX века.

У Шенберга был еще один великий ученик — Альбан Берг. Его перу принадлежит первая и главная двенадцатитоновая опера: «Лулу» (1929–1935). Эта троица — Шенберг, Веберн и Берг — вошла в историю как нововенская школа (по аналогии с венской школой — Гайдном, Моцартом и Бетховеном). И они были убеждены, что в будущем музыка пойдет именно по протоптанной ими дорожке. Действительно, уже после Второй мировой войны, когда музыкальная жизнь стала оживать и появился ряд новых ярких композиторских имен (Пьер Булез, Карлхайнц Штокхаузен, Дьердь Лигети…), дань додекафонии отдавали многие. Но почти для всех молодых авторов это стало лишь небольшим творческим этапом, а дальше они двигались уже в ином направлении.

Схожим образом история развивалась и в Советском Союзе. Несмотря на то, что додекафония была фактически под запретом как эстетически чуждое веяние Запада, молодые авторы тайком изучали партитуры нововенцев и пробовали применять их находки. Первое серийное произведение в послевоенном СССР написал Андрей Волконский, за ним последовали и Денисов, и Шнитке, и Губайдулина, и много кто еще, но именно для Вустина, который пришел к серийности позже остальных, уже в 1970-х, это стало основой творчества на всю жизнь.

Что еще интереснее, у Вустина серия одна на все сочинения. То есть, проще говоря, вся его музыка вырастает из единственной звуковой последовательности, мелодии. И началось это именно с оперы «Влюбленный дьявол».

Оперные метаморфозы
— «Влюбленного дьявола» я начал писать в 1975 году и работал над оперой 14 лет, — рассказал «Известиям» композитор. — Что-то добавлял понемногу, год за годом. При этом первые пять лет были предварительными, потому что я должен был освоить додекафонию. До оперы у меня были еще две пробы в этой технике. Я написал сонату для шести инструментов на одну серию, затем — две пьесы для трубы соло — на другую. Но когда начал сочинять оперу, интуитивно нашел то, что мне нужно. Серию, которую я потом и использовал во всей остальной музыке.

Основой сюжета стала одноименная повесть писателя XVIII века Жака Казота. Главный герой — молодой испанский дворянин дон Альвар. В качестве забавы он вызывает дьявола, но когда тот появляется перед ним в своем отвратительном облике, требует от него принять более приятный вид. Сатана, пораженный дерзостью юноши, влюбляется и после череды метаморфоз превращается в прекрасную девушку Бьондетту, а затем уговаривает Альвара отправиться с ней (то есть с ним) в путешествие…

Метки записи:  Влюбленным дьяволом, мнение, постановка, юбилей
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2023 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!
Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам.
Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)