Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Свежие новости

  • В МХТ им. Чехова вручили первую премию "Прилёт Чайки" - за короткометражные фильмы
    В МХТ им. Чехова вручили первую премию "Прилёт Чайки" - за короткометражные фильмы
  • Умер актер театра и кино Сергей Дрейден
    Умер актер театра и кино Сергей Дрейден
  • Вышла новая книга Прилепина "Координата Z"
    Вышла новая книга Прилепина "Координата Z"
  • Пропаганда на Евровидении: как Украина пыталась обмануть Запад
    Пропаганда на Евровидении: как Украина пыталась обмануть Запад
  • Чеховский международный театральный фестиваль открылся аргентинским танго
    Чеховский международный театральный фестиваль открылся аргентинским танго
  • Фанаты не смогли вернуть деньги за отмененные концерты Jah Khalib
    Фанаты не смогли вернуть деньги за отмененные концерты Jah Khalib

Listis

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход игра история итоги кино кинофестиваль концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание особенность отказ открытие планы поздравление показ показатели постановка премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль статистика фестиваль фильм юбилей

В мире

Пушкинский музей рассказал о мировом значении Хаима Сутина

31 октября 2017 | Рубрика: Музеи | Нет комментариев
Пушкинский музей рассказал о мировом значении Хаима Сутина

ГМИИ им. А.С. Пушкина совместно с парижскими музеями Орсе и Оранжери представил первую в России масштабную ретроспективу Хаима Сутина. Этот русско-французский художник первой половины XX века известен у нас куда меньше, чем его коллега и друг Пабло Пикассо. Щукин и Морозов не успели увлечься Сутиным, поскольку прославился он только в 1920-х. Советская власть и вовсе игнорировала зарубежные успехи эмигранта. Зато за океаном Сутина провозгласили пророком нового искусства. Экспозиция объясняет, почему.

Три раздела выставки отражают любимые жанры художника: портрет, натюрморт и пейзаж. Так получилось, что Сутин был новатором в каждом из них. Он изображал людей с искаженными лицами и фигурами, как будто в кривом зеркале, но в отличие от кубистов его больше интересовала не форма, а суть — душевный конфликт. Он рисовал дичь и столы с едой, но вкладывал в это трагический смысл: истерзанные и гниющие тушки — отнюдь не любование природным изобилием. Даже красные гладиолусы на одноименном полотне выглядят у него кусками сырой плоти.

Виды французских сел и городские панорамы у Сутина преображаются в уродливом, но завораживающем танце, а деревья норовят схватить наблюдателей своими ветвями — черными щупальцами. Что здесь реальность, а что порождение фантазии, ночной кошмар — различить невозможно. Да и не нужно. Сутин намеренно уходит от конкретики объекта, выводит на первый план экспрессию линий, форм, цвета. И это, пожалуй, то качество, за которое его особенно ценили американские абстракционисты. Показать их стилистическую и эмоциональную связь с Сутиным и попытались в Пушкинском музее. Космический шедевр Джексона Поллока «Картина (Серебро по черному, белому, желтому и красному)» (1946) здесь соседствует с «Домами» (1920–1921) главного героя экспозиции. В ряду портретов можно встретить огромное безымянное полотно Марка Ротко 1948 года, пульсирующее цветовыми пятнами и полями. А вынесенная на афишу выставки «Женщина, входящая в воду» (1931) Сутина срифмована с небольшим рисунком «Женщина» Виллема де Кунинга (1952).

Еще один герой проекта — британец Фрэнсис Бэкон, чьи картины «Портрет Мишеля Лейриса» (1976) и «Лежащая фигура» (1969) свидетельствуют о влиянии Сутина на развитие фигуративной живописи второй половины XX века.

Проблема в том, что эти вкрапления в монографическую линию слишком немногочисленны, чтобы создать действительно широкий контекст. И, вдобавок, по силе воздействия они не только не уступают работам самого Сутина, но и превосходят их. Это можно было бы сравнить с бисами на концерте, более выразительными, чем основная программа. Хотя, если абстрагироваться от концепции целого, радует, что первоклассные полотна баснословно дорогих художников можно увидеть в Москве.

Кураторы выставки провели параллель и с прошлым: «Голова старика» Фрагонара (1766–1769) призвана показать истоки свободы и экспрессии портретного штриха Сутина, а «Мертвый кролик и пороховница» Шардена (ок. 1730) используется как ранний пример пугающего, отталкивающе натуралистичного натюрморта. Однако еще более логичных в контексте творчества Сутина картин Ван Гога и Сезанна мы на выставке не найдем, хотя даже в собственной коллекции ГМИИ их хватает.

Вопросов по концептуальной части здесь немало, но это не отменяет главного: благодаря новой экспозиции Пушкинского музея российский зритель впервые открывает для себя творчество великого соотечественника и может почувствовать мировое значение этой личности. А заодно — полюбоваться Поллоком, Ротко и далее по списку. Выставка продлится до 21 января 2018 года.

Метки записи:  мнение, прогнозы, Пушкинский музей, рассказы

Читайте также

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2023 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!