Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Свежие новости

  • «Евровидение-2025» ждет решения Селин Дион и разбирается с секс-скандалами
    «Евровидение-2025» ждет решения Селин Дион и разбирается с секс-скандалами
  • Глава РФПИ встретился с Оливером Стоуном
    Глава РФПИ встретился с Оливером Стоуном
  • В Москве открылась выставка к юбилею Владимира Васильева
    В Москве открылась выставка к юбилею Владимира Васильева
  • Фильтры для окрасочно-сушильных камер: важность качественной очистки воздуха
    Фильтры для окрасочно-сушильных камер: важность качественной очистки воздуха
  • Умерла актриса театра и кино Элеонора Леви
    Умерла актриса театра и кино Элеонора Леви
  • Пермский театр оперы и балета имени Чайковского показал премьеру одноактного раритетного балета Стравинского «Орфей»
    Пермский театр оперы и балета имени Чайковского показал премьеру одноактного раритетного балета Стравинского «Орфей»

Listis

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход история итоги кино концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание описнаие опсиание особенность отказ открытие перспективы планы поздравление показ показатели премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль статистика фестиваль фильм юбилей

В мире

«Первый хлеб» в «Современнике» оказался скучным

26 июля 2021 | Рубрика: Кино | Нет комментариев
«Первый хлеб» в «Современнике» оказался скучным

Новый худрук «Современника» Виктор Рыжаков, стоя возле сцены и обращаясь к зрителям, поминает правильные традиции театра — современные тексты, созвучные времени, чей язык — язык улицы и так далее. А также призывает к свободе и терпимости. Знает о чем говорит — сразу же после первого показа появилось письмо от ветеранов войны с протестом, а в день премьеры и того хуже: где-то за час до начала к театру принесли венки с траурными лентами «Современник умер». Не хватало ещё, чтобы в зале что-то началось. Во избежание новых эксцессов слово терпимость для руководства — ключевое и страховочное.

Но совершенно напрасно волновался худрук — премьерный показ прошёл спокойно и опасной импровизации от зрителей не последовало. Что вполне объяснимо: после полученного негатива от «Офицеров России» из текста Рината Ташимова быстро вымарали весь мат, да и монолог героини Лии Ахеджаковой, показавшийся офицерам России неуважением к памяти павших, тоже подсократили, отчего он выглядит менее экспрессивно и даже проходно.

То, что после общественной корректировке и в сухом остатке показывает «Современник» на своей основной сцене, оставляет впечатление средней ученической работы, которой место в лучшем случае на малой. В самом деле, в пьесе «Первый хлеб» имеется стандартный для современной драматургии набор — однополая пара (в данном случае гомосексуальная), неформальная лексика (в данном случае им, как жирным соусом, и совсем не по делу приправлен текст большинства персонажей), карикатурная провинция ну и до кучи — жуткая страна, из которой надо валить. Куда? Хоть на войну. Какую? Не важно.

Это вообще, а конкретно сюжет выглядит так: бабушка Нурия залезла почему-то в колодец на заднем дворе (в воде сидит или как?), откуда кричит голосом артистки Лии Ахеджаковой: «Это моя акция протеста», что для актрисы с четкой политической позицией вполне органично. Таким оригинальным способом Нурия хочет остановить внука Даню, который уезжает то ли воевать, то ли служить (непонятно что именно и куда), в то время, как родители Дани хотят женить его на казашке Зуле или Гуле (в данном случае не важно), одна из которых ещё и залетела неизвестно от кого и чей брат — вегетарианец и гей — полюбит Даню настоящей любовью и станет внуком бабушки из колодца, после того как ее родной внук Даня не то завербовался контрактником в Сирию, не то погиб в Чечне. Вот такой адский клубок событий, нити которого то очевидны, то пропадают без вести, и зрителям во второй части спектакля приходится нервно решать — жив нервный мальчонка (все время чешет кисти рук) или дебильный брат его возлюбленного, который ни с того ни с сего возникает заочно, просто дебильно пошутил по телефону?

Туману в пьесе много, и в том же монологе старушки Нурии на кладбище, которым остались так недовольны ветераны войны, до конца не ясно — хулит она павших за Родину, называя их говнюками («Раскатали вас тут. Навоевался там? Защитил наше спокойствие? А? Говнюк?) или любя, по-родственному так выражается? Единственная мотивированная и без вопросов тут роль рассказчика, отданная беспородной собаке по кличке Мальчик. Молодой актёр Гоша Токаев существует свободно, по философски снисходительно по отношению к миру людей и вполне корректно обращается за оценкой в зал к зрителям: «Ну вы же понимаете…».

Но к режиссёру Бениамину Коцу ещё больше претензий чем к автору. Обрывочно обозначенные Ринатом Ташимовым темы (а среди них есть две очень важные) постановщик не вытянул, тем самым оставив их на уровне чистой формальности. Прежде всего эта тема судьбы человека — бабушки Нурии, лишенной советской властью родины, отчего жизнь ее и следовательно других поколений сложилась трагично, совсем не так, как могла бы. А в результате героиня Лии Ахеджаковой остаётся всего лишь пьющей старушкой по приколу — с вечной бутылочкой текилы или паленого коньяка и с частушками, которые она распевает каждый день на городской набережной: «Сирия, Сирия, вся пиписька синяя». Ни объемом повествования, ни судьбой, от которой можно было бы на самом деле обрыдаться, а всего лишь целующейся однополой парой запомнится «Первый хлеб» от «Современника». Но сегодня это уже не главный прикол современного театра, к которому так стремится нынешний театр на Чистых прудах. И было бы на спектакле совсем скучно, если бы не музыканты, на сцене озвучившие действие (замечательная музыка Владимира Горлинского).

Кстати, постановщики позиционируются как ученики серьезных мастеров — автор пьесы — Коляды, а режиссёр — Рыжакова. Тут стоит уточнить, что ученики в данном случае понятие относительное: Ташимов проучился у Коляды всего лишь год и недолго поработал у него в театре в качестве актёра. Коц у нынешнего худрука «Современника» заканчивал лишь магистратуру, в родной Польше ничего не ставил. Так что о полноценной учебе у мастеров вопрос не стоит — возможно, результат был бы иной.

Ну и наконец о самом плохом: тенденция, когда не учредитель театров, а граждане и общественность начинает вмешиваться в художественные произведения, похоже, становится нормой. Об этом стоит подумать руководителям театров, иначе венков, свиных голов у дверей храмов искусств не избежать.

Метки записи:  мнение, Первый хлеб, причины, скукота, Современник
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2025 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!
Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам.
Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)