Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Свежие новости

  • Хабенский и Агуреева выступили режиссерами спектаклей о войне
    Хабенский и Агуреева выступили режиссерами спектаклей о войне
  • Пускепалиса посмертно наградили Орденом Мужества
    Пускепалиса посмертно наградили Орденом Мужества
  • Объявлена дата выхода сиквела фильма «Гладиатор»
    Объявлена дата выхода сиквела фильма «Гладиатор»
  • "Чебурашка" снова возглавил прокат в России и странах СНГ за выходные
    "Чебурашка" снова возглавил прокат в России и странах СНГ за выходные
  • Путин пообещал помочь в выпуске фильма о летчице Литвяк
    Путин пообещал помочь в выпуске фильма о летчице Литвяк
  • Панин рассказал о ссорах с Бондарчуком из-за отказа сотрудничать с режиссером
    Панин рассказал о ссорах с Бондарчуком из-за отказа сотрудничать с режиссером

Listis

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход игра история итоги кино кинофестиваль концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание особенность отказ открытие планы поздравление показ показатели постановка премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль статистика фестиваль фильм юбилей

В мире

Оскара Рабина помянули в Мультимедиа Арт Музее

26 декабря 2018 | Рубрика: Театры | Нет комментариев
Оскара Рабина помянули в Мультимедиа Арт Музее

В Мультимедиа Арт Музее (МАММ) проходит выставка Оскара Рабина «Hommage», вернисаж которой был приурочен к сороковому дню после смерти художника. Она в основном состоит из произведений живописи и графики, предоставленных российскими коллекционерами, и, судя по экспозиции, их «рабинские» собрания совокупно превосходят музейные. Рассказывает Игорь Гребельников.

В некрологах, помимо заслуг, жизненного и творческого героизма 90-летнего Оскара Рабина, говорилось и о его счастливой судьбе. Судьбе наполовину латыша, наполовину еврея, рано осиротевшего, но выжившего в мясорубке войны и сталинского режима; художника-самоучки, ставшего одной из ключевых фигур «лианозовской группы», а позже и признанным авторитетом всего неофициального искусства; организатора разгромленной властями «бульдозерной выставки» 1974 года, перебравшегося в 1977 году на Запад и уже там лишенного советского гражданства — но продолжавшего писать, не изменяя ни манере, ни прославившим его «барачным» сюжетам, много выставляться вплоть до своего последнего дня.

Счастливой в общем-то можно назвать и судьбу картин Оскара Рабина — как при его жизни, так и, судя по первой посмертной выставке в МАММ, после нее. Экспозиция в основном собрана из частных коллекций — Иветы и Тамаза Манашеровых, Игоря Цуканова, Александра Кроника — и полноценно представляет все этапы творчества, включая ранние акварели конца 50-х годов, еще далекие от его главной темы — философского бытописания барачной, окраинной жизни. Тут в деталях можно проследить развитие сюжетов и манеры письма, которым художник оставался верен, даже переселившись в 1978 году во Францию,— по ним безошибочно опознаются картины Рабина. Экспозиция выстроена не хронологически и не по темам, а довольно тонко, будто по принципу мерцания, преломления тех или иных сюжетов в разные периоды творчества. Тут есть два варианта его знаменитой «Помойки №8», оба 1958 года: на яркой, даже карикатурной акварели перед мусоркой собака вылизывает банку селедки, на заднем плане — целуется парочка. Тогда как живописное полотно — уже не сценка, а безлюдный вид в темно-серых тонах с валяющейся на переднем плане пустой бутылкой водки «Столичная» и белым треугольником облака. В свое время эта картина стала частью заголовка обличительной статьи в «Московском комсомольце» — «Жрецы «Помойки №8″», там и про «настоящее физическое отвращение», и про «духовную убогость» автора, но в чем обличители были правы, так в том, что благодаря Рабину вдруг была «обожествлена» та жизнь, которую в упор не видело советское искусство.

Одиночные, покосившиеся, искривленные серые бараки со светящимися окошками на картинах Рабина довольно скоро прирастут деталями, как внешними, так и внутренними — фонарными столбами, лампадами, свечами, натюрмортами с водкой, селедкой, консервами, куполами храмов, дымящими трубами, указателями типа «Улица имени Пресвят. Богородицы» или «2-й тупик имени И. И. Христа», газетами «Правда» и «Неправда», рублевыми монетами, букетами, скрипками, новостройками и даже Notre Dame de Lianozovo. В этом внимании к предметам советского быта, безошибочно связывающим сюжеты картин с определенным временем или с воспоминаниями о нем, конечно же, угадывается поп-артистская оптика: одна из картин 1964 года, где на фоне серого пейзажа из новостроек на белом условном кресте «распяты» бутыль «Московской» и селедка, названа автором «Русский поп-арт №3». Однако у Рабина вся эта вязкая предметность — не столько признание повседневности (пусть и вовсе неприглядной) в художественных правах, сколько часть сложной символической системы с ее идеальным и реальным, высоким и низким, духовным и бытовым.

Надо сказать, что его картины производили впечатление не только в своем кругу, но и на зарубежных коллекционеров. Первая персональная выставка Рабина состоялась в Лондоне в 1965 году в крупнейшей галерее Grosvenor House, а до этого его работы были на групповой выставке советского неофициального искусства тоже в Лондоне. О перипетиях приобретений его картин западными коллекционерами рассказывает, ссылаясь на открытые источники, Алек Эпштейн в своей книге «Художник Оскар Рабин. Запечатленная судьба». Оказывается, многое происходило как при посредстве западных разведчиков, так и советских компетентных органов, которые пытались улучшить политический имидж тогдашнего главы КГБ Юрия Андропова. Как бы там ни было, благодаря этому картины нашли новых зрителей, попали в ряд американских музеев, а также на вторичный арт-рынок.

Позже среди покупательниц его работ была и Дина Верни, и они пополнили коллекцию открытого ею Музея Майоля. Эпштейн пишет и о явных подделках, то и дело всплывающих на рынке: так, например, по аукционам и частным коллекциям кочует картина Рабина «Пейзаж с коровой», якобы участвовавшая в «бульдозерной выставке», хотя она же, но с названием «Деревня», считалась погибшей под бульдозерами.

Нынешняя выставка в МАММ готовилась довольно поспешно, обошлась без каталога и, увы, без подробных экспликаций, которые могли бы указывать на происхождение картин в той или иной частной коллекции. Пожилой Оскар Рабин, похоже, не очень заботился о достоверности работ, обращавшихся на арт-рынке: их очень и очень много, сообщается, что только до эмиграции им было создано порядка семисот произведений. В Париже художника заботило совсем другое: «Я привык рисовать не просто то, что я вижу, но все-таки чтобы был какой то подтекст, второй, третий… Та же селедка — это не просто селедка, а самая популярная закуска к водке, с которой всегда вся жизнь народная происходила: и радость, и горе, и смерть, и жизнь… А тут это оказалось просто рыбой, и не самой популярной»

Метки записи:  мнение, музей, Оскар Рабин, особенность, прогнозы

Читайте также

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2023 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!