Прошлым летом биодинамические оранжевые вина стали так популярны в Европе, что британская газета Independent провозгласила их главным напитком года. И нынешней зимой спад не наступил. На нашем рынке оранжевые пока редкость, их можно найти разве что в меню модных баров, ресторанов или на специализированных винных сайтах.
Зато в Европе и Америке их часто встречаешь в самых модных заведениях, особенно в гастробистро: здесь всегда предпочитали биодинамику, но лишь в прошлом году отделили оранжевые вина от белых в винных картах. Хотя и в Европе на вопрос «Do you have orange wine?» вам могут с удивлением ответить: «Вино из апельсинов? Что это такое?».
На самом деле, оранжевыми называют сухие биодинамические вина из белого винограда, которые выдерживают вместе с мезгой, то есть с кожицей, косточками, иногда даже с гребнем, то есть веточками. Мезга остается в сосудах от нескольких дней до трех-четырех недель, а то и до полугода.
Первое оранжевое вино, которое я попробовала, было итальянским, называлось Radikon. Меня оно сразу поразило очень необычным интенсивным вкусом, который не вписывается ни в одну ячейку моей винной памяти. Представьте себе плотное вино из белого винограда, в котором, как и в красном, чувствуются мощные танины, чуть вяжущее ореховое послевкусие, как у хереса, но при этом освежающие кислотность и минеральность. И меня просто заворожил цвет: глубоко янтарный, будто источающий солнечное тепло, с оттенками медового, медного и тускло-золотого.
Позже я узнала, что это эффект лигнина, вещества, которое содержится в клетках виноградных косточек. На контрэтикетке Radikon значилось, что это итальянское вино разлито в тогда еще неведомой мне Ославии, которая находится в провинции Фриули-Венеция-Джулия, что на границе со Словенией.
При всей необычности что-то в нем было знакомое. Скоро я поняла, что именно. В парижских гастропабах среди оранжевых вин я стала часто встречать грузинские. Оказывается, в международных рейтингах биодинамики они занимают верхние строчки. И точно: у оранжевых есть вкус неосветленного белого грузинского вина, выдержанного в глиняных квеври.
В Древней Греции и на Кавказе технология выдержки на мезге в керамических амфорах известна уже тысячи лет. И словенцам она давным-давно знакома. Но они традиционно выдерживали белые вина на мезге в дубовых бочках. В Италии 1950-х выдержка сока на мезге в дубе была просто одним из возможных способов винификации белого винограда. Однако к 1960-м годам такая практика почти исчезла. Потом история виноделия сделала еще один виток, и в старом методе открылась новая истина.
Вина ославских «оранжистов» со славянскими именами-фамилиями — Сильван Примосич, Паоло Водопивец, Станко Радикон — вы сегодня найдете во многих модных европейских ресторанах. А главная знаменитость отрасли — Йошка Гравнер, «отец» культового ославского вина «имени себя».
Впервые мы с мужем пробовали Gravner из 100% винограда риболла джалла урожая 2008-го два года назад в Лондоне. Вино поразило единством вроде бы несочетаемого: танинной мясистости, нежной сливочности, почти перечной интенсивности, хересных нот и минеральности. При этом у него был богатый медовый аромат и глубокий янтарный цвет. Gravner нас заинтриговал, и мы решили увидеть загадочную славянскую местность в Италии и самого Йошку Гравнера, итальянского винодела-словенца.
В деревню Ленцуола Бьянка, где находится семейная гравнеровская винодельня, мы попали прошлой весной. Нас встретила Маттея, дочь Йошки. Она посадила нас в натруженный фольксваген-гольф, где из каждой дверки торчали испачканные землей садовые перчатки, и повезла на виноградник.
Сам Йошка сидел на табуретке с колесиками меж рядов веерных лоз, на которых зазеленели первые листочки, и обрывал лишние. Завидев приезжих, поднялся, оказавшись высоким, пронзительно светлоглазым поджарым стариканом. Громко поприветствовал нас на словенском. Муж ответил на созвучном болгарском, который знает с советских студенческих времен.
Оставить комментарий