Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Свежие новости

  • Путин пообещал помочь в выпуске фильма о летчице Литвяк
    Путин пообещал помочь в выпуске фильма о летчице Литвяк
  • Панин рассказал о ссорах с Бондарчуком из-за отказа сотрудничать с режиссером
    Панин рассказал о ссорах с Бондарчуком из-за отказа сотрудничать с режиссером
  • Юрий Муравицкий поставил клоунаду по фильму «Черная кошка, белый кот»
    Юрий Муравицкий поставил клоунаду по фильму «Черная кошка, белый кот»
  • Алеку Болдуину предъявили обвинения в непредумышленном убийстве
    Алеку Болдуину предъявили обвинения в непредумышленном убийстве
  • В новом саундтреке Земфира положила мобилизацию на тревожную ноту
    В новом саундтреке Земфира положила мобилизацию на тревожную ноту
  • В Москве проходит выставка-форум "Уникальная Россия"
    В Москве проходит выставка-форум "Уникальная Россия"

Listis

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход игра история итоги кино кинофестиваль концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание особенность отказ открытие планы поздравление показ показатели постановка премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль статистика фестиваль фильм юбилей

В мире

Оперу Владимира Дашкевича «Двенадцать» поставят в Самаре

21 января 2021 | Рубрика: Театры | Нет комментариев
Оперу Владимира Дашкевича «Двенадцать» поставят в Самаре

На презентацию слетелся настоящий десант, которому не помешали ни границы, ни пандемические ограничения: режиссер Михаил Панджавидзе прилетел из Минска, художник Гарри Гуммель из Берлина, технический директор Александр Чобану из Москвы. Команду принимал и возглавлял худрук Самарского оперного — дирижер, музыкальный руководитель постановки Евгений Хохлов. Сам композитор не приехал: плотно работает над партитурой, его торопят — оркестранты уже ждут свои партии.

Самарскому оперному театру в этом году 90 лет. У театра славная история: в годы войны Куйбышевский оперный стал базой для Большого театра, эвакуированного в «запасную столицу» (так именовали Куйбышев). Важнейшим событием стало исполнение здесь в 1942 году Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, которую он дописал, находясь в эвакуации в этом городе. Многие отечественные композиторы отдавали в Самарский театр свои партитуры: Тихон Хренников, Андрей Петров, Андрей Эшпай. И именно здесь в 1999 году состоялась мировая премьера оперы Сергея Слонимского «Видения Иоанна Грозного» в постановке Мстислава Ростроповича и Роберта Стуруа, на которую съехалась вся музыкальная общественность из обеих столиц. Так что не случайно Владимир Дашкевич доверил свою оперу «Двенадцать» театру, в котором нет ничего провинциального.

Презентацию организовали в колонном зале — роскошном фойе с огромными хрустальными люстрами и окнами в пол. Художественный совет театра во главе с худруком Евгением Хохловым и гендиректором Сергеем Филипповым внимательно слушали режиссера Панджавидзе, излагавшего свое видение сложного материала. На экране сменялись картинки — художник Гарри Гуммель вместе с режиссером проработал будущий спектакль буквально покадрово.

Михаил Панджавидзе: «Двенадцать» — опера-мистерия. Так обозначил автор. Исходя из этого жанрового определения мы предполагаем поставить спектакль, который я называю для себя «красная месса». История революционных событий, где основным образом является разрушенный храм. Его населяют так называемые «бывшие» — люди, которые не вписались в новый формат революционного безумия… Давайте послушаем сейчас фрагмент увертюры — в ней, как положено, звучат основные лейттемы оперы, будет понятен стиль музыкального материала…»

Члены худсовета слушают запись — авторское исполнение Дашкевича на рояле. В зале профессионалы, которым приходится дофантазировать, как это будет звучать в исполнении симфонического оркестра. На экране продолжают сменяться картинки, на которых ярко-желтый трамвай, бричка, а потом ярко-красный броневик. Появляются плакаты: «Вся власть Учредительному собранию!», «Вся власть Советам!», «За царя и отечество!»… Цвета — белый, синий, красный — вдруг очевидно складываются в триколор…

Михаил Панджавидзе: «У нас три основных цвета: белый, красный и синий. В этой же гамме решены и костюмы. Желтый трамвай — символ проституток, которым вместо паспортов выдавали «желтые билеты». Ватага, то есть бандиты, — в черном, но потом они становятся революционным патрулем и переодеваются в красный цвет. Каждый персонаж, в том числе и участники массовой сцены, персонифицирован».

Первая постановка оперы — всегда огромная ответственность. Особенно сейчас, в эпоху режиссерского театра. Михаил Панджавидзе, известнейший режиссер, скрипач по своей первой специальности, эту ответственность очень хорошо понимает. Его уважение к авторскому тексту Владимира Дашкевича несомненно, однако он не может оставаться простым интерпретатором, задача которого лишь развести мизансцены по авторским ремаркам. Впрочем, Дашкевич относится к этому с пониманием: он отдает себе отчет, что с момента попадания партитуры в руки режиссера совершается отчуждение текста от автора и текст начинает существовать по законам театра. Режиссер и композитор находятся в диалоге, и многие возникающие на стадии «застольного периода» вопросы решают полюбовно.

— Дашкевич вывел в своем сочинении Христа как персонажа, воспроизведя в либретто эпизод из поэмы Блока: «В белом венчике из роз впереди Иисус Христос», — говорит Панджавидзе. — Но у нас по этому поводу возникли сомнения: мы хотим избежать на сцене «явления Христа народу». Такие буквальные вещи пугают даже не столько кощунством, сколько возможной пошлостью. Мы придумали, что образ Поэта, который придуман Дашкевичем, мы объединим с образом пророка. И композитор с этим согласился. Именно Поэт в нашей трактовке идентифицируется с Мессией, который явился в мир в период адского революционного террора, которого люди не узнали и убили.

Художественный руководитель театра, дирижер Евгений Хохлов признался, что был потрясен, узнав, что действие спектакля будет сосредоточено внутри разрушенного храма. «Ведь наш театр построен на месте снесенного большевиками собора… В его подвальных помещениях можно увидеть остатки оснований сводов, фрагменты церковного фундамента. И в этом есть какая-то мистическая символическая рифма».

Мировая премьера оперы Дашкевича «Двенадцать» запланирована на начало сезона 2021–2022 гг. И можно быть уверенным, что она станет одним из самых заметных событий будущего музыкально-театрального сезона страны.

Метки записи:  Двенадцать, мнение, описание, прогнозы, совет, театрт

Читайте также

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2023 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!