Объявлена конкурсная программа 25-й «Золотой маски». Формируя список номинантов, два экспертных совета посмотрели 1093 постановки: эксперты драмтеатра и театра кукол в театрах и на видеозаписи обсудили и оценили 791 спектакль, эксперты музыкального театра — 302 спектакля в Москве, Санкт-Петербурге и более чем в 100 городах России.Еще статистика: в конкурсе участвуют 70 театров из 24 городов, 84 спектакля, всего в программе — 301 номинация — и это больше, чем за все предыдущие годы. Что важно особенно: большинство представленных спектаклей — из региональных театров. Например, впервые будут участвовать Тюмень (со спектаклем «Молодость» Тюменского драмтеатра) и Кудымкар (Коми-Пермяцкий драмтеатр имени Горького с «Черным монахом»), — раньше они фигурировали только во внеконкурсных программах, а теперь будут рассматриваться наравне с постановками Александринки («Оптимистическая трагедия. Прощальный бал»), МХТ им. Чехова («Три сестры»), БДТ им. Товстоногова («Три толстяка. Восстание. Железное сердце») .
Генеральный директор «Золотой маски» Мария Ревякина рассказала, что за двадцать пять лет сделал фестиваль: «Нам кажется, цифры очень серьезные — за историю фестиваля во всех программах у нас принимало участие более 400 театров. В Москве на разных театральных площадках прошло 2700 показов спектаклей. В 150 региональных и зарубежных проектах участвовало более 137 городов… 27 марта в Большом театре мы проведем уже вторую церемонию вручения премии за выдающийся вклад в развитие театрального искусства — имена почетных лауреатов, которых выбрали секретариаты Союза театральных деятелей, мы узнаем в декабре. А основная юбилейная церемония вручения пройдет 16 апреля на исторической сцене Большого театра». Председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин также подчеркнул, что «Маске» есть чем гордиться: «Конкурс в течение многих лет доказал свою необыкновенную востребованность. Можно придумать или вспомнить разные всероссийские, местные и региональные премии, они все прекрасны. Но быть лауреатом национальной премии «Золотая маска» — все-таки, это очень почетно. Многие об этом мечтают. И я всем номинантам желаю испытать больше счастья и меньше разочарований».
В январе премия и фестиваль откроется гастролями Большого драматического театра, и в Москве будут показаны пять спектаклей: «Гроза», «Алиса», «Губернатор», «Пьяные», «Слава».
Председатель экспертного совета драматического театра и театра кукол Александр Вислов поделился с «РГ» рекордами своих театральных путешествий — 200 вживую отсмотренных спектаклей за театральный сезон.
Два экспертных совета, формируя программу юбилейной «Маски», посмотрели за год 1093 спектакля от Калининграда до Южно-Сахалинска
Вы показывали пример своим коллегам по количеству просмотров? Или были эксперты, которые видели еще больше вас?
Александр Вислов: У меня не самые большие «показатели», кто-то посмотрел гораздо больше — до трехсот не добрались, но за двести пятьдесят спектаклей в год доходило. Некоторые постановки я посмотрел по два раза, потому что были вопросы.
А в записи?
Александр Вислов: В этом году у нас пришло 400 видеозаписей, такого никогда не было. И каждый эксперт посмотрел. Конечно, это связано с тем, что технологическая революция не стоит на месте. Если раньше не так все было просто: нужно было снять спектакль, потом записать на диск, диск отправить, а сейчас все происходит намного быстрее — можно снять на мобильный телефон, выложить в файлообменник, и все — вот тебе заявка. Поэтому количество и дальше будет только расти.
В этом году в конкурсе много региональных театров, впервые Москву с Петербургом, можно сказать, так серьезно «отодвинули». Ваши крайние точки географии?
Александр Вислов: Это наша гордость, что у нас в конкурсе двенадцать московских и питерских спектаклей, и шестнадцать — из регионов. Впервые регионы суммарно превысили количество Москвы и Питера.
А что касается географии — у нас были люди, которые реально перемещались от Калининграда до Южно-Сахалинска. И хоть мы и спорим до хрипоты на заседаниях, но всегда испытываешь невероятно чувство гордости за коллег. У меня все куда более скромно — от Якутска до Ярославля. Недавно был такой перелет: Москва — Новосибирск — Якутск — Москва, а следующий еще круче: Москва — Ростов-на-Дону — Москва — Омск в течение двух дней. То есть в Ростове-на-Дону плюс 20, на следующий день прилетаю в Омск — там минус 10. Хорошие перепады, но в такой момент ты ловишь ощущение невероятного драйва. Как помните, в пьесе Александра Моисеевича Володина «Пять вечеров», моя любимая фраза, которую замечательно произносит Станислав Любшин: «Вот едешь ты по зимней дороге, и знаешь, что тебя ждут люди…» Это очень важно — тебя ждут люди, и если есть возможность увидеть вживую и поддержать какой-то спектакль, который нуждается в поддержке, и должен быть номинирован, — это, конечно, ни с чем не сравнимые чувства. Вот ради сопричастности к этим процессам, которые сегодня происходят в театре, я думаю, мы все и работаем.
Пермь великая
Текст: Анна Галайда
Афиша музыкального театра поражает размахом: в конкурс прошло 10 балетов, 9 спектаклей современного танца, 8 опер и 7 мюзиклов. Абсолютным рекордсменом стал скромный театр областного подчинения — Пермский оперный, представленный двумя контрастными оперными постановками («Жанна на костре» Онеггера и «Фаэтоном» Рамо) и столь же несхожими балетными — новой версией «Щелкунчика» и мировой премьерой одноактного Asunder (совместная постановка с фестивалем «Context. Diana Vishneva»). В общей сложности эти спектакли упомянуты в номинациях 32 раза.
Соперничать с Пермью может только Большой — в оперный раздел попала его «Альцина» Генделя, созданная в копродукции с фестивалем в Экс-ан-Провансе (9 номинаций), в балете — перенесенные из Торонто «Ромео и Джульетта» (4 номинации) и мировая премьера «Нуреева» (9 номинаций). Этому роскошному блокбастеру трудной судьбы, ставшему событием прошлого московского сезона, уверенно противостоит екатеринбургская «Пахита» (10 номинаций) — оммаж в честь 200-летия Мариуса Петипа. Среди лидеров по количеству номинаций, как всегда, и Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. В опере он представлен «Триумфом Времени и Бесчувствия» Генделя (10 номинаций) и «Енуфой» Яначека (6 номинаций), одноактными балетами «Одинокий Джордж» и «Тюль», а в современном танце — «Минус 16».
В опере обращают на себя внимание три постановки, созданные вдали от академических сцен: «Проза» Владимира Раннева Электротеатра Станиславский, и две оперы Александра Маноцкова — «Снегурочка» петербургского Независимого театрального проекта и «Сны Иакова, или Страшное место» — от Фонда поддержки современного искусства «Живой город» из Казани. В балете впервые в конкурс «Золотой маски» попали балетные труппы Воронежского и Самарского театров оперы и балета.
Оставить комментарий