Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Кофе капучино
Раскрыта причина «выпирающего животика» у женщин
Назван неожиданный продукт для молодости мозга
Что будет, если не крестить младенца: священник объяснил
Кардиологи назвали лучшее время для приёма лекарств от высокого давления

Свежие новости

  • Прощальный танец в подводной лодке: в Мурманске поставили спектакль о родном городе
    Прощальный танец в подводной лодке: в Мурманске поставили спектакль о родном городе
  • Валерий Николаев рассказал о перевоплощении в деда и правильных актерских капризах
    Валерий Николаев рассказал о перевоплощении в деда и правильных актерских капризах
  • В прокат вышел фильм Marvel «Громовержцы*»
    В прокат вышел фильм Marvel «Громовержцы*»
  • «Евровидение-2025» ждет решения Селин Дион и разбирается с секс-скандалами
    «Евровидение-2025» ждет решения Селин Дион и разбирается с секс-скандалами
  • Глава РФПИ встретился с Оливером Стоуном
    Глава РФПИ встретился с Оливером Стоуном
  • В Москве открылась выставка к юбилею Владимира Васильева
    В Москве открылась выставка к юбилею Владимира Васильева

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход история итоги кино концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание описнаие опсиание особенность отказ открытие перспективы планы поздравление показ показатели премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль статистика фестиваль фильм юбилей

Новый «Экипаж» стал самым амбициозным проектом постсоветского кино

21 апреля 2016 | Рубрика: Кино | Нет комментариев
Новый «Экипаж» стал самым амбициозным проектом постсоветского кино

Фильм Николая Лебедева «Экипаж» — самый амбициозный проект постсоветского кино. Он так масштабен и эффектен, что первые поздравления, очевидно, следует адресовать продюсерам студии ТРИТЭ, вложившим в фильм, как сообщают, 60 млн долларов и явно выигравшим. Это, знаете, тот жанр, где деньги играют судьбоносную роль, от их количества зависит качество зрелища. Теперь затраты с лихвой вернутся: высокооктановый триллер обречен на коммерческий успех у себя дома, и его уже покупают для главных кинорынков планеты.
Лава шуршит под ногами

Режиссер Николай Лебедев доказал свою способность эффективно работать с динамичным блокбастером уже в «Легенде № 17». «Экипаж», как он признается, был его детской мечтой: вырос на первом советском фильме-катастрофе Александра Митты, мастерил самолетики и снимал 8-миллиметровой камерой их крушения.

Сюжет с мужественными пилотами, спасающими людей из огненного ада, только кажется самоигральным и автоматически гарантирующим напряженность просмотра. Зритель видит, как наползает с гор лава, пылает аэропорт, разгоняется в пламени лайнер, зритель сжимается в своем кресле — взлетит иль не взлетит?! — и не думает о том, какого труда стоило все это воссоздать в реальности, как важны здесь достоверность изображения и мастерство монтажа.

В свое время Митта работал с классными художниками по макетам — теперь все снимается в реальности и потом преобразуется компьютером. Возможности несопоставимы, и мысль повторить сюжет старого фильма на новом технологическом уровне рано или поздно должна была осуществиться. Картина типа супер-экшн выходит в соответствующих форматах: 3D, 2D, IMAX + все новейшие звуковые системы вплоть до dolby atmos, где самолет ревет над макушкой, а лава шуршит под ногами. По технической оснащенности съемок она пока не имеет у нас равных — и мало имеет равных в мире. Побывав на площадке, автор классического «Экипажа» Александр Митта констатировал, что такую организацию процесса видел только на голливудских студиях.

Жанр картины, если формулировать точно, — прежде всего захватывающая, полная нешуточных стрессов, азартная игра. Воздействие фильма на нервы зрителя пока беспрецедентно: его можно сравнить только с «американскими горками», когда и страшно по-настоящему, и волнуешься всерьез, но зато каков выброс адреналина! Иногда это похоже на фэнтези: сцена переброски людей по канату из лайнера в лайнер у скептиков в зале вызывает смешки, а у тех, кто уже в игре, — предвкушение крутого виража. Но в целом в возможность таких экстримов в реальности веришь. Да, эта реальность сконцентрирована до предела, возможно, и сверх предела — но это право и метод любого искусства. И тогда в действие вступают человеческие характеры и более чем знакомые нам обстоятельства места и времени — категории совсем уже не аттракционные.

Хороший пример заразителен

Новый «Экипаж» — не только красивая, страшная, увлекательная легенда о людях, свершающих невозможное. В построении сюжета легко угадать вечные мотивы, идущие едва ли не от древнегреческих трагедий, они близки притче и, как все первичное, просты, даже схематичны и несомненно назидательны. По принципу «хороший пример заразителен» в них заложены уроки принципиальности, обостренной совестливости, естественного неприятия социальной спеси — каждый в зале с таким же удовольствием поставил бы на место зарвавшегося партейгеноссе, например.

По ходу фильма в людях проявляются потенциально заложенные в них качества — мужество, способность к самопожертвованию, развитое чувство достоинства, и если в нашем кино сегодня очень принято неустанно сообщать стране и миру о гнусно-порочной природе человека, то «Экипаж» развивается по канонам социалистического реализма. Или лучших образцов голливудского кино, что, в общем, одно и то же: оба метода хотят пробудить в зрителях лучшее. Здесь — еще одна гарантия неизбежного успеха картины у публики. Но притча-легенда — всего только несущая основа фильма, базовая система его ценностей, его скелет. Он есть, он прочный, но его не видно под живой, теплой, пульсирующей, переменчивой плотью. Так в новейшей анимации компьютер создает сначала костяк, потом наращивает мускулы, покрывает череп кожей и снабжает жизнеподобной мимикой. Поэтому, кроме экстрима грозящей людям природной катастрофы, зрителя ждут эпизоды бытовые, ироничные, забавные, комедийные, не претендующие на артхаусные глубины, но неизменно живые, внятные, обаятельные и выдающие все тот же авторский азарт. А если азарт — чувство меры ему только помеха.

Азартно работают актеры: им явно интересны предложенные обстоятельства, это для них вызов и новый опыт. Данила Козловский в роли человека, рожденного для полета, подтвердил репутацию актера универсально одаренного. Его главная дуэль на экране — с первым пилотом, которого умно и сдержанно играет Владимир Машков. Много актерских открытий, в первую очередь — неотразимая литовская актриса Агне Грудите в роли коллеги и, понятно, будущей любви героя. Им всем интересна, хотя и непривычна ясная система координат, в которой живут и действуют их герои. Такая была в лучших образцах советского кино, она есть в кино Голливуда, но ее тщательно избегает кино «новорусское», завязшее в месиве модного нытья. В этом контексте «Экипаж», при всей его ультрасовременности, может показаться старомодным: как и его одноименный предшественник, он апеллирует к вечным человеческим ценностям и потому естественно, без натуг оптимистичен.

Класс коррекции

Состязаться с фильмом Митты создатели нового «Экипажа», по-моему, не собирались. К фильму 70-х годов сценарий писали опытные Юлий Дунский и Валерий Фрид, и драматургия там безупречна. В «Экипаже»-2016 вас насторожат уже первые фразы, принужденно выговариваемые актерами. Меня они тоже огорчили, но вскоре герои заговорили раскованней, текст перестал резать ухо. Но все равно пять фамилий в списке сценаристов — слишком много для сколько-нибудь авторской интонации, манеры, стиля. А это для кино не менее важно, чем для литературы: вы узнаете кино Ромма, Чухрая или Митты не только по картинке, но и по выразительности диалогов. В новом «Экипаже» есть остроумные ситуации, смешные реплики, но в целом диалоги обезличены. Правда, и это с лихвой компенсируется мастерством и яркой индивидуальностью актеров. И первую часть картины не пережидаешь терпеливо, как почти во всех фильмах-катастрофах, — она действенна, самодостаточна, способна волновать, сшибка позиций здесь остра и непредсказуема, и по напряжению она сопоставима со второй, «катастрофической» половиной. И конечно, это не ремейк эталонного «Экипажа» Александра Митты. В такой же мере «Титаник» можно назвать ремейком «Приключений «Посейдона». Катастрофы в кино вообще бродячий сюжет, но на стихийном бедствии и паре обдуманных деталей сходство заканчивается: перед нами другая история, хотя фильм Митты несомненно стал вдохновляющим примером. Лебедев только отвешивает классику несколько изящных поклонов: цитированием фабульного поворота, приглашением былой стюардессы на роль строгой аэропортовской начальницы… Но в главном, повторяю, это другие конфликты и другой сюжет, рассчитанный уже на современные возможности кинематографа.

Появление «Экипажа» в год кризиса — по-своему знаковое событие. Пусть он создан таким же сверхусилием, каким его герои спасали обреченных людей, но вместе с очень разными картинами последних лет класса «Левиафана», «Класса коррекции», «Битвы за Севастополь» или «Дурака» он вытаскивает наше обреченное кино из небытия. И снова делает его видимым миру. Создатель «Волкодава…», «Звезды», «Легенды № 17» и «Экипажа» встает в один ряд с мировыми мастерами блокбастера — теперь уже без скидок, на равных.

Искусство глазами компетентных людей

А тем временем уже пошли демонстрировать свою эрудицию специалисты. Так в незабвенные советские времена «порочные фильмы» резко критиковали профессионалы соответствующих профилей. Если кино про машинистов — ударники паровозного депо им. Ворошилова утверждали в газетах, что они рвут тормоз не левой рукой, а правой, если про машинисток — машинистки негодовали, что героиня не так бьет по клавишам. Вот и теперь — в СМИ уже появились первые публикации, где летчики-пилоты скрупулезно отмечают в бортовом журнале «Экипажа», что самолет в жерле вулкана стоит без положенных башмаков и может непроизвольно покатиться, и что герой фильма дает пассажирскому лайнеру непозволительный угол взлета. И так последовательно, в 18 пунктах, специалисты выговаривают режиссеру за незнание деталей и секретов летного дела.

Словно режиссер делал фильм о технике самолетовождения, а не о людях. Лиха беда начало. Пришла пора тщательно проанализировать «Анну Каренину» с точки зрения инспектора по безопасности на железных дорогах, а «Ревизора» проинспектировать суровыми глазами ревизионных комиссий.

Метки записи:  итоги, критика, показ, прогнозы, экипаж
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Связь диабетической ретино- и нефропатии с риском ишемии конечностей
5 главных признаков, что ваш иммунитет пора спасать
Обнаружена связь между повышенным потоотделением и чувствительностью кожи
Врач предупредила о вреде массового увлечения упражнениями Кегеля
Скоро всё закончится: астролог Павел Глоба назвал точную дату
Эти растительные продукты содержат женский гормон молодости

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2025 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!
Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам.
Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)