Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Свежие новости

  • Пермский балет приехал с гастролями в Михайловский театр
    Пермский балет приехал с гастролями в Михайловский театр
  • История жизни и любви Бена Аффлека: актеру исполнилось 50
    История жизни и любви Бена Аффлека: актеру исполнилось 50
  • Киностудия думает об отмене релиза «Флэша» из-за арестов актера Миллера
    Киностудия думает об отмене релиза «Флэша» из-за арестов актера Миллера
  • Почему музеем "Горки Ленинские" заинтересовались Минкульт и китайские бизнесмены
    Почему музеем "Горки Ленинские" заинтересовались Минкульт и китайские бизнесмены
  • Умерла звезда сериала "Сваты"
    Умерла звезда сериала "Сваты"
  • Что известно о жестоком убийстве порноактрисы в Петербурге
    Что известно о жестоком убийстве порноактрисы в Петербурге

Listis

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход игра история итоги кино кинофестиваль концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание особенность отказ открытие планы поздравление показ показатели постановка премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль статистика фестиваль фильм юбилей

В мире

«Не хочу выносить вердикты»

28 декабря 2017 | Рубрика: Музыка | Нет комментариев
«Не хочу выносить вердикты»

Пианист Николай Луганский записал все 24 прелюдии Рахманинова и подготовил новую концертную программу на 2018 год. О том, какие произведения услышат поклонники в его исполнении, заменят ли компьютеры музыкантов и как сделать классическую музыку популярной, народный артист РФ рассказал «Известиям».

— Когда выйдет ваш диск с 24 прелюдиями Рахманинова? И планируете ли еще какие-то записи?

— Альбом с прелюдиями Рахманинова выйдет в январе. А в мае я записываю Дебюсси, и уже осенью диск будет на прилавках магазинов. Половина программы — совершенно новая для меня.

— Дебюсси, судя по всему, будет включен и в вашу концертную программу?

— Конечно. В сезоне-2018/19 я наверняка буду играть что-то из Дебюсси. А еще, возможно, Шопена, Листа, Рахманинова. Дирижеры, с которыми я выступлю, — Юрий Темирканов, Михаил Плетнев, Шарль Дютуа, Кент Нагано.

— Вы ассистент профессора Сергея Доренского в Московской консерватории уже около 20 лет. Нет желания, наконец, набрать свой класс?

— С моей стороны было бы некрасиво брать учеников, поскольку я по много месяцев не бываю в Москве. Обычно я раза два-три в месяц прихожу в класс и мы со студентами обмениваемся мнениями.

— Получаются своего рода мастер-классы?

— Я не очень люблю формат мастер-класса – это больше показуха, чем настоящее занятие. Скорее я наблюдаю и способствую развитию человека на протяжении нескольких лет.

— Успешная карьера музыканта — это результат многолетнего развития или следствие хороших связей?

— Существует два ключевых фактора — талант и страсть к музыке. Талант важнее. Но и люди не столь одаренные, но со страстью, бывает, настолько упорно работают, что частично компенсируют нехватку таланта. Случается и наоборот: когда невероятно талантливый музыкант видит в музыке всего лишь одно из своих занятий, результат получается не лучший…

Кроме этих составляющих есть еще масса менее значимых факторов: техника, слух и так далее. А что касается связей, то человек, который попадает в музыкальные столицы — например, Лондон, Москву, — автоматически получает возможность построить хорошую карьеру. Само собой, конкуренция огромная. Особенно в последние 15 лет.

Когда я начинал карьеру, не было такого количества по-настоящему ярких музыкантов из Азии. Тогда у них над музыкальностью серьезно доминировала техника. На конкурсе Чайковского в 1994 году (Николай Луганский стал его лауреатом. — «Известия») среди участников было только два прекрасных пианиста из Азии. Сегодня процент ярких музыкантов оттуда вырос немыслимо. И практически на любом международном конкурсе исполнители из Китая, Кореи и Японии — сильные претенденты на награды.

— Азия становится центром музыкальной жизни. Там популярность музыки выросла за счет моды на классику. На что нужно делать ставку в России, чтобы добиться аналогичных результатов — на моду или на образование?

— Есть вещи, которые необходимо преподавать с детства в обязательном порядке. Ребенок всегда будет любить спортивные игры, единоборства, футбол или даже шахматы. Но, например, таблицу умножения его должен заставить выучить «злой учитель». И точно так же надо заставлять учить в школах нотную грамоту. Меня поражает, что это приходится объяснять в XXI веке.

Если ребенок спрашивает, зачем учить таблицу умножения, ему это не объяснишь. Просто он обязан это выучить. Так и нотную грамоту надо знать каждому. Ее необходимо преподавать в любой школе. Уроки физкультуры — это прекрасно, но желание двигаться — в природе ребенка. А математике, письму, хотя бы одному иностранному языку и нотной грамоте нужно учить по принуждению. Неважно, городская это школа или сельская.

— И все же у многих может возникнуть вопрос: «А зачем?».

— А зачем ручкой писать, когда есть компьютеры? В человека закладываются перспективы его дальнейшего душевного развития. Можно научиться хорошо играть в футбол, но с возрастом это будет даваться человеку всё труднее, да и сама игра начнет казаться скучной. С музыкой — по-другому: с каждым годом человек понимает ее все глубже. Я не могу поверить, чтобы человек в 80 лет увлекался игрой в футбол больше, чем в 20. А классическую музыку с возрастом каждый будет любить еще сильнее.

— Так, может, проще сделать классическую музыку модной, чем насильно навязывать ее?

— Это тоже может стать хорошим вариантом. Потому что у многих заучивание в детстве вызывает отвращение в более старшем возрасте. Думаю, при нынешних возможностях СМИ создать такое явление, как массовое увлечение классической музыкой, было бы несложно. Но для начала надо разрушить миф об элитарности и труднодоступности классической музыки.

— Разве не сами музыканты авторы этого мифа?

— Нет. С одной стороны, это люди, которые добились финансового успеха, но в плане своего музыкального развития двигаются по инерции. И потому заявляют: причина их неприятия классической музыки в том, что они просто в течение жизни не приобщились к ней. А с другой стороны, есть еще стадионная массовая культура, которая приносит фантастическую прибыль.

Классическая музыка тоже приносит прибыль, но обыкновенную, не такую гигантскую. В результате менеджерам поп и рок-концертов выгоднее приводить людей на стадион, а не в концертный зал. В мифе об элитарности и труднодоступности есть тактический расчет. Ради сиюминутной гигантской прибыли сотни миллионов людей стараются лишить настоящего наслаждения музыкой.

— Может быть, свой вклад в это внесли не очень профессиональные классические музыканты?

— Я не соглашусь. Есть величайшие произведения, которые и в среднем исполнении завораживают. А при нынешнем уровне конкуренции услышать плохое исполнении, честно говоря, сложно. Россия очень сильна в исполнительском искусстве. И в пианистическом, в частности. Единственный наш минус, мне кажется, — индивидуализм. За рубежом пианисты любят выступать с другими музыкантами. И, конечно, хотелось бы поменять нашу традицию сольных выступлений на любовь к ансамблевому музицированию.

Индивидуализм — это следствие насаждения коллективного сознания. В советское время коллективизмом хотели изменить нашу природу. В каких-то сферах это удалось. Но в музыке — не получилось и вызвало обратную реакцию. Сейчас очевидно, что музицирование нескольких человек — это важно. И в первую очередь это касается пианистов.

— Отсутствие у людей привычки слушать длинные, серьезные произведения — препятствие для популяризации классической музыки?

— Слушатель, который отдает свои душевные силы во время концерта, будет вознагражден всегда. В этом и разница между публикой на классическом концерте и рок-шоу. На стадионе ты лишь частичка общей массы, а в камерном пространстве нужно личное участие каждого. Хотя слушатели, которые настроили свои уши, головы и сердца, прочувствуют тихую медленную часть сонаты Моцарта в любом зале.

— Вы согласны с мнением, что за последний век музыканты упростили и «обуржуазили» классику?

— Надо меньше жаловаться. А подобные мнения были всегда. В XIX веке многие обвиняли Никколо Паганини и Ференца Листа в понижении уровня классической музыки. Многие современники отказывались признавать их великими, обвиняли в использовании дешевых приемов для развлечения широкой публики. Тем не менее оба много ездили, успешно выступали, зарабатывали огромные деньги. Да, по сути, Паганини и Лист были первыми «рок-звездами».

— В будущем конкуренцию людям-музыкантам составят роботы и компьютеры?

— Я не очень верю в конкуренцию вообще. Если появляются молодые музыканты и играют на высочайшем уровне — это только радует. Тем более я не верю в конкуренцию со стороны компьютера. Это несерьезно. Да, сейчас компьютеры лишают работы многих людей, но скажи театральному актеру, что его заменит компьютер, и он только улыбнется. Существуют резиновые женщины, и что теперь? Они что — составляют конкуренцию настоящим женщинам?

— Но между людьми конкуренция все-таки существует. Взять хотя бы конкурсы. Почему вы не соглашаетесь становиться членом жюри?

— Конкуренция возможна между мужчинами до определенного возраста. Потом это проходит. К примеру, в 60 лет члены жюри более объективны, нежели в молодом возрасте, находясь на пике успеха. А от конкурсов я действительно сразу отказываюсь. Это отнимает много времени. Если подходить серьезно, то надо сидеть на конкурсе дней 15 подряд. А потом, как ставить баллы за исполнение, когда один играет Моцарта, второй — Шумана, а третий — Прокофьева? Категорически не хочу выносить вердикты. Мне намного комфортнее ощущать себя простым слушателем.

Метки записи:  мнение, особенность, пионисты, прогнозы

Читайте также

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2022 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!