Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Свежие новости

  • В новом саундтреке Земфира положила мобилизацию на тревожную ноту
    В новом саундтреке Земфира положила мобилизацию на тревожную ноту
  • В Москве проходит выставка-форум "Уникальная Россия"
    В Москве проходит выставка-форум "Уникальная Россия"
  • Актер Евгений Стеблов: «Раневская была очень одинокой»
    Актер Евгений Стеблов: «Раневская была очень одинокой»
  • В Москве прошла звездная премьера сериала "Раневская"
    В Москве прошла звездная премьера сериала "Раневская"
  • Стихи от Евгения Язова
    Стихи от Евгения Язова
  • Какая неизлечимая болезнь у актрисы Валерии Ланской?
    Какая неизлечимая болезнь у актрисы Валерии Ланской?

Listis

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход игра история итоги кино кинофестиваль концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание особенность отказ открытие планы поздравление показ показатели постановка премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль статистика фестиваль фильм юбилей

В мире

Наезд на Вечный город

19 октября 2015 | Рубрика: Живопись | Нет комментариев
Наезд на Вечный город

Московский Институт русского реалистического искусства открыл в римском Palazzo delle Esposizioni выставку «Russia on the Road. 1920-1990». Тема: советский транспорт, от трамваев до космических кораблей, изображенный в советские же годы. Из Рима — ЮРИЙ ЯРОЦКИЙ. Советское искусство, которое, не считая последних двадцати пяти лет, миру было почти не видно из-за железного занавеса, благодаря усилиям Института русского реалистического искусства продолжает успешно реабилитироваться на Западе. Принадлежащую ИРРИ огромную коллекцию соцреализма показывать целиком, кажется, не хватит залов ни в одном музее, тем не менее спрос на нее есть, а отдельно взятого, к примеру, Дейнеку мир и так уже знает, так что приходится придумывать концептуальные ходы. Предыдущая выставка ИРРИ называлась «Soviet Art. Soviet Sport» и два года назад вполне успешно заняла место в залах лондонского Sotheby`s. Теперь понадобились новые место и идея, некоторым образом сложились обстоятельства — в итоге получились Рим и транспорт.

Если спорт имеет язык вполне универсальный, в переводах не нуждающийся, то с транспортом все выглядит сложнее: ну например, для иностранца фотография вазовской «копейки» — просто ни о чем не говорящая старенькая копия Fiat, для нас — целый букет самых разнообразных ассоциаций.

Римская выставка едет на зрителя всей мощью имеющихся двигателей. Рассказывает она в первую очередь не о живописи, а о том, какие механизмы советская власть изобретала и применяла, чтобы обустроить одну шестую часть суши. Первый локомотив, первый дирижабль, первый спутник, первый гоночный автомобиль — это цикл работ Елены Китаевой, созданный на излете стиля, в 1990-м. Здесь все понятно, это советская плакатная экзотика высочайшего качества. Такая же, как и «Милиционер» Константина Вялова,— огромная фигура стража закона, нависающая над крошечным автомобилем; нарисовано это в 1923 году, когда можно было еще не думать о том, всем ли государственным установкам соответствует творчество.

Над голым снегом летит только-только вступивший в эксплуатацию пионерский по уровню сервиса для пассажиров самолет Ту-104. Такую же снежную даль разрезают локомотивы, мальчик держит в руках собственноручно сделанную модель самолета, улыбается портретисту одна из первых советских летчиц Катя Мельникова. Все это — вполне универсальное визуальное послание, не нуждающееся в комментариях, примерно такое же, как атлеты со спортивной выставки. Но дальше становится сложнее.

Создатели «Russia on the Road» тему транспорта расширили максимально. Здесь и пассажиры в плацкарте, и толпа на выходе из метро, и пергидрольные пассажирки электричек, и запечатленный перед скорой гибелью экипаж стратостата «Осоавиахим-1». На зрителей смотрят люди, не знавшие ничего, кроме своей собственной страны. Даже в зале, посвященном советской космической программе — а это сейчас вполне себе модно ,— есть нюансы, которые трудно понять человеку, не заставшему 1980-е в СССР.

Впрочем, все это действительно очень красиво, но слишком знакомо и потому явно понятнее неизмеримо лучше, чем любому гражданину Рима. В этом русскому человеку убедиться очень просто. Этажом выше в Palazzo delle Esposizioni одновременно с нашей открылась примерно таких же размеров выставка о итальянском дизайне 1900-1940 годов. И тут неитальянец неизбежно растеряется — авангардный дизайн итальянской мебели, десятки имен, которые, за исключением, возможно, Эволы, д`Аннунцио и Маринетти, не говорят обывателю вообще ничего, а кинохроника начала 1930-х с толпами на Сан-Марко, приветствующими Муссолини в идеальном костюме с бабочкой и заходящимися в то же время в экстазе при появлении Виктора Эммануила III, вообще побуждают перечитать учебники истории.

Справедливости ради хотелось бы посмотреть на выставку «Russia on the Road» совсем чужими глазами и оценить, насколько, к примеру, марш рабочих со смены на картине Таира Салахова самодостаточен и не обременен впитанной культурой и знанием истории. Корреспондент «Ъ» такого себе при всем желании позволить не смог, но тем не менее есть ощущение, что соцреализм с учетом выбранных средств передвижения вполне сможет добраться до сердец жителей Вечного города и его гостей. А в январе выставка откроется в Москве, и тогда будет повод поговорить, как советский транспорт во всех его проявлениях выглядит в 2016 году у себя на родине.

Метки записи:  выставка, живопись, особенность, Россия

Читайте также

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2023 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!