Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Свежие новости

  • Роспотребнадзор приостановил работу МДТ в Петербурге из-за нарушения санитарных норм
    Роспотребнадзор приостановил работу МДТ в Петербурге из-за нарушения санитарных норм
  • В Болгарии открылась выставка о балерине Галине Улановой
    В Болгарии открылась выставка о балерине Галине Улановой
  • Якутский режиссер Алексей Романов работает над одной картиной почти всю жизнь
    Якутский режиссер Алексей Романов работает над одной картиной почти всю жизнь
  • Популярные актеры приняли участие в записи сборника аудиоспектаклей «Папина сказка»
    Популярные актеры приняли участие в записи сборника аудиоспектаклей «Папина сказка»
  • Со 2 по 6 июня на главной площади страны в 9-й раз пройдет книжный фестиваль
    Со 2 по 6 июня на главной площади страны в 9-й раз пройдет книжный фестиваль
  • На "Титанике" нашли ожерелье из зуба мегалодона
    На "Титанике" нашли ожерелье из зуба мегалодона

Listis

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход игра история итоги кино кинофестиваль концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание особенность отказ открытие планы поздравление показ показатели постановка премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль статистика фестиваль фильм юбилей

В мире

На выставке в Еврейском музее науку объединили с шедеврами искусства

6 апреля 2023 | Рубрика: Музеи | Нет комментариев
На выставке в Еврейском музее науку объединили с шедеврами искусства

Как и тогда, игра — один из ключей к «ларчику» выставки. Здесь можно «выловить» рыбку, кальмара или креветку из «пруда» искусства, раскрасить ее и, отсканировав, пустить в плавание по синему морю-океану, который занял всю стену. Рыбка будет и дальше плавать, а свой рисунок можно забрать домой.

Здесь можно в космической песочнице создавать планеты Солнечной системы, попутно узнавая много интересного об этих планетах и разных типах галактик… Только имейте в виду, что проекция изображений Марса, Сатурна, Юпитера и других планет появляется, когда песочный замок заметно поднимается над равниной песочницы.

Здесь можно запустить в комнату Эймса родителей и увидеть, как в разных углах совершенно разным оказывается расстояние до потолка. А потому кто-то выглядит как великан, стоящий рядом, а кто-то — как путник вдали.

Как и в прошлом проекте, игра тут не самоцель. Она способ вовлечь в приключение под названием «познание мира». Можно было бы ожидать, что в этом приключении Политехнический музей перетянет одеяло на себя, оставив искусству роль иллюстраций. Меж тем все гораздо интереснее. Выставка начинается в нарисованном на стенах и окнах кабинете алхимика, а заканчивается — раритетным оттиском гравюры Рембрандта «Ученый в своем кабинете». Эту гравюру еще иногда называют «Фауст». Поэтому путь, пройденный зрителем на выставке, становится путем в картину. Если угодно, дорогой к Рембрандту и «Фаусту» Гете.

Фауст, с его мечтой о всемогуществе человека, о бессмертии и власти, выведенный Гете со сцены средневековых мистерий в литературные салоны века Просвещения, остается жгуче актуальным героем и в XXI веке. Именно фигура этого героя, перед лицом которого мы оказываемся в финале экспозиции, побуждает вернуться в начало, чтобы после игры с детьми в космической песочнице заново ощутить избирательное сродство художников и ученых, героев проекта.

Конечно, художественная выставка, в сущности, всегда прокладывает путь к картине. Особенность этого проекта в том, что кураторы Мария Гадас и Ирина Дворецкая вместе с художником Алексеем Трегубовым предложили пойти к картине через … лабораторию ученого — физика, биолога, географа, оптика, историка… Но начинает этот путь — с обращения взгляда к звездному небу.

Звездное небо надо головой и нравственный закон внутри нас, как считал Кант, две константы нашего мира. Телескоп позволяет, как минимум, увидеть первую. И обнаружить, что звездное небо — идеальный объект. В том смысле, что оно открыто для наблюдений, оно недостижимо (вы можете лететь к созвездию Скорпиона, но вы не можете прилететь туда — карта неба будет выглядеть иначе в другом месте Вселенной и даже из Южного полушария Земли), и оно сохраняет таинственность (его невозможно постичь окончательно).

В итоге путеводные звезды — верные спутники мореплавателей и астронавтов, а звездное небо — экран проекций человеческих фантазий, желаний и страхов. Достаточно взглянуть на карты созвездий, нарисованные Габриэлем Доппельмайером в 1730-м году, «Меланхолию» Дюрера с падающим метеоритом 1492 года, серию «Космос» Гарифа Басырова, чтобы убедиться в этом. Космос остается источником надежд и опасений. «Новая планета» Юона заставляет вспомнить «Меланхолию» фон Триера. А проект создания новой галактики по образцу корочки лимона в голландских натюрмортах, который предлагает Ростан Тавасиев, ведет диалог с идеями русских космистов и образами космического будущего человечества в графике Павла Пепперштейна.

Собственно, один из главных опытов, который предлагает пережить выставка, — это колебание «маятника» восприятия между точным знанием науки и переживанием визионера. Образами этого «сдвига» становятся пространства между разделами выставки, где все летит вверх тормашками, а цветы почти касаются потолка. Письменный стол изгибается, норовя упереться ножкой в потолок, ковер ползет вверх, словно готов превратиться в ковер-самолет, занавеска устремляется вверх от пола… Этот волшебный мир, как ни странно, не только мир «Алисы в стране чудес», но и одна из моделей невесомости — спасибо Алексею Трегубову! Эти комнаты переходов (их довольно много!) — чуть-чуть сказочные, чуть-чуть лабораторные модели — взывают к воображению и театральному опыту. Они дают возможность передышки и возвращают ощущение чуда.

Впрочем, один из разделов проекта называется «Бегство от чуда». Именно так Эйнштейн определил стремление найти рациональное объяснение парадоксам мира природного и физического. Без этого нет ученого. Но без знания исследований и открытий Альберта Эйнштейна, Нильса Бора, Марка Планка, определивших путь науки ХХ века, невозможно понять и проект «Города Солнца» Ивана Леонидова, и архитектоны Малевича… И даже инсталляцию VTOL «Wave is my nature», где свет оказывается и волной, и частицей разом. На мой вкус, это один из лучших разделов выставки. Тут связь между наукой и искусством ХХ века является зримо, как волна-частица в инсталляции VTOL, или трансформации «Мобилера» Бориса Стучебрюкова. Тут кинетисты ведут диалог с русским авангардом и геометрией с сопроматом, современные художники — с квантовой физикой и теорией волн. И как ни странно, это бегство от чуда становится приближением к чуду, если считать последним — способность человека мыслить и познавать себя и мир.

Кстати, художники внесли свой вклад в познание мира. Зеркала и камеры обскуры, проекционные аппараты и камера люсида, на которые можно наглядеться вдосталь в зале оптики, усовершенствовались и использовались мастерами, от Яна Вермеера до Клода Лоррена, от Рембрандта до Энди Уорхола… В этом смысле инсталляция Урсулы Молитор и Владимира Кузьмина «Упакованный свет. Груз малой скоростью», которая встречает нас уже за выходом с выставки, вполне тянет на веселую метафору труда художника. Пакуем свет. Сохраняем видимое. Грузим в будущее.

Метки записи:  На выставке в Еврейском музее, описание, показатели, статистика

Читайте также

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2023 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!