Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Свежие новости

  • Американские сценаристы завершили забастовку
    Американские сценаристы завершили забастовку
  • Скрипачка из Вены приедет в Москву на мастер-класс российского музыканта
    Скрипачка из Вены приедет в Москву на мастер-класс российского музыканта
  • Известная певица объяснила популярность SHAMAN падкими женщинами
    Известная певица объяснила популярность SHAMAN падкими женщинами
  • Умерла актриса из "Глухаря" Ангелина Ноздрина
    Умерла актриса из "Глухаря" Ангелина Ноздрина
  • Байкальский кинофестиваль: Смотрим фильмы из 17 стран мира
    Байкальский кинофестиваль: Смотрим фильмы из 17 стран мира
  • Умерла актриса из "Сказки о царе Салтане" Нина Беляева
    Умерла актриса из "Сказки о царе Салтане" Нина Беляева

Listis

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход игра история итоги кино концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание опсиание особенность отказ открытие перспективы планы поздравление показ показатели премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль статистика фестиваль фильм юбилей

В мире

На «Крошечной выставке» в Музее Тропинина показали самые искусные обманки

7 июля 2023 | Рубрика: Музеи | Нет комментариев
На «Крошечной выставке» в Музее Тропинина показали самые искусные обманки

Многие вещи показываются впервые, потому что их сложно выставлять и на фоне больших произведений им легко затеряться. Имена большинства авторов не известно, но ясно, что это светские дамы и джентльмены, для которых занятия вышивкой или мозаикой становились медитативным досугом. Известно же, что Николай Гоголь тоже вышивал бисером, чтобы успокоить нервы, так делали многие в «золотой век».

«Крошечная выставка» начинается с самого определения миниатюры. Изначально так называли заглавную букву в рукописных книгах, с которой начиналось повествование. Ее обычно писали красной киноварью – minium – от латинского слова и пошло название.

Постепенно миниатюры начали украшать цветочными орнаментами, потом фигурами святых, в итоге рисунки вышли за пределы буквы и переросли в иллюстрации на отдельных страницах. Выставку открывает витрина, встроенная в стену, где представлена одна из старинных книг, правда, не рукописная, а уже печатная – акафист святителю и чудотворцу Митрофану Воронежскому (вторая четверть ХIX века). Рядом с ней выставлены чернильницы, украшенные золотой росписью или искусной резьбой.

Постепенно миниатюрой стали называть не только буквы или книжную графику, а любые произведения искусства маленького формата. Широкое распространение получили мини портреты, которые удобно было носить с собой. Изображения близких часто встраивались в кулоны или кольца. На выставке отдельная витрина показывает такие портреты – всего их 11.

Имена изображенных дворян и авторы портретов по большей части неизвестны. Вместе с модой на миниатюрную живопись в лицах в Россию ХIX века пришел еще один тренд – делать силуэты. Чаще всего профили вырезали из черного картона и наклеивали на белую бумагу. Но были и более искусные техники создания силуэтов – например, эгломизе.

Термин происходит от имени парижского мастера Жана Батиста Гломи, работавшего во второй половине XVIII века. Он наклеивал на оборот стекла фольгу из сусального золота или серебра, по которой тонкой иглой гравировал рисунок, после чего покрывал его лаком. В экспозиции есть и камеи – профили, сделанные уже не с помощью сусального золота, а словно бы из тончайшего драгоценного камня. На самом деле они нарисованы акварелью. В XVIII-ХIX веках искусные обманки были в моде.

Миниатюры в отличии от больших парадных портретов имели вполне практические функции. Моряки брали изображения близких, уходя в долгое плавание. Портретами обменивались влюбленные. При сватовстве потенциальным новобрачным сначала показывали портрет будущего супруга. Императоры вручали отличившимся дворянам портреты со своим изображением за заслуги – это было почетно.

В экспозиции есть несколько таких изображений, вырезанных из белой кости. Здесь не только портреты, но и пейзажи художников – как неизвестных, так и знаменитых. Например, Айвазовского и Поленова. Они писали небольшие картины в качестве натурного эскиза, глядя на который, позже можно было создать большое полотно уже в мастерской. Маленькие вещицы делались и для детей: в экспозиции есть игрушечный фарфоровый набор, рядом с которым представлена кукла.

Широкое распространение миниатюра получила в декоративном искусстве. Предметы создавались с невероятным мастерством. Это и спичечные коробки, украшенные тончайшей гравировкой, и роскошные игольницы, вырезанные из белой кости, и дорожные несессеры для украшений и косметики, инкрустированные драгоценными металлами.

Большое распространение в конце XVIII века получили микромозаики, выполненные из камушков смальты. Они стали популярны после того, как Павел I с супругой совершили большое путешествие по Европе и привезли оттуда несколько таких изделий из Италии. Но микромозаики были очень дорогим удовольствием. Поэтому получил распространение более доступный вариант – вышивка бисером.

– Вышивка бисером – один из немногих видов декоративного искусства, которым разрешалось заниматься барышням, – рассказывает замдиректора музея Тропинина, куратор выставки Анна Попова. – Причем бисер был настолько микроскопическим, что иногда использовали волос, чтобы его нанизывать, вместо иглы. Подходящую иглу невозможно было сделать.

Вышивки делали по схемам и считались очень ценными, переходили из рук в руки. На одну такую миниатюру могло уйти полгода. Считалось, что это занятие укрепляет нервы, поэтому вышивками занимались не только дамы, но мужчины. Николай Гоголь, например, тоже вышивал.

Чтобы сделать такую работу необходимо много времени и терпения, а еще хорошее зрение. Представленную на выставке тончайшую вышивку гладью даже рассматривать сложно, настолько малы стежки, не говоря о том, чтобы делать такие «штрихи» из ниток.

Несколько самых маленьких экспонатов встроены в стену: их можно рассматривать через небольшие дырочки в стене, которые позволяют сконцентрировать внимание на деталях без лупы. Среди них есть редкий экспонат – двустенный стакан, выполненный крепостным мастером Александром Вершининым. Подобных стаканов сохранилось не более 20 штук. Между стенками размещен пейзаж из картона и натурального мха. Секрет уникальной технологи умелец унес в могилу. Никто по сей день не может повторить его мастерства.

Метки записи:  Крошечной выставке, мнение, музнй, описание
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2023 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!
Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам.
Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)