Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Свежие новости

  • В прокат вышел фильм Marvel «Громовержцы*»
    В прокат вышел фильм Marvel «Громовержцы*»
  • «Евровидение-2025» ждет решения Селин Дион и разбирается с секс-скандалами
    «Евровидение-2025» ждет решения Селин Дион и разбирается с секс-скандалами
  • Глава РФПИ встретился с Оливером Стоуном
    Глава РФПИ встретился с Оливером Стоуном
  • В Москве открылась выставка к юбилею Владимира Васильева
    В Москве открылась выставка к юбилею Владимира Васильева
  • Фильтры для окрасочно-сушильных камер: важность качественной очистки воздуха
    Фильтры для окрасочно-сушильных камер: важность качественной очистки воздуха
  • Умерла актриса театра и кино Элеонора Леви
    Умерла актриса театра и кино Элеонора Леви

Listis

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход история итоги кино концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание описнаие опсиание особенность отказ открытие перспективы планы поздравление показ показатели премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль статистика фестиваль фильм юбилей

В мире

На конкурсе Чайковского подвели итоги II тура

24 июня 2019 | Рубрика: Музыка | Нет комментариев
На конкурсе Чайковского подвели итоги II тура

В ночь с 22 на 23 июня жюри трех конкурсных специальностей — «скрипка», «виолончель» и «фортепиано» — объявило результаты прослушиваний второго тура. В финал вышли по шесть скрипачей и виолончелистов, а также семь пианистов. О потерях, открытиях и других событиях конкурса рассказывают Юлия Бедерова и Илья Мозырский.

На момент сдачи номера выступления на конкурсе вокалистов, а также исполнителей на деревянных и медных духовых инструментах еще продолжаются. Тем временем публика активно обсуждает отчасти удивительные, отчасти закономерные результаты судейской работы во вторых турах в основных (и старейших по времени их появления в конкурсном регламенте) дисциплинах.

На конкурсе виолончелистов в Санкт-Петербурге зал был почти полон, атмосфера лишена взвинченности, а технический и артистический уровень выступлений казался ровным, даже чересчур. Однако в третий тур почти сенсационно не прошли трое заметных русских музыкантов, от которых ждали успехов. Федор Амосов, дважды участник конкурса, своей волнующей манерой, сильной программой и гибким звучанием не покорил судей настолько, чтобы выйти в финал. Иван Сендецкий и Иван Сканави — очень разные по опыту и духу музыканты, но каждый по-своему интересный, тоже остались за рамками финала. Сендецкий и Амосов удостоены спецпризов за лучшие программы вторых туров. Но на этом конкурсе спецпризы не имеют дополнительных определений, как бывало раньше, когда, например, такой приз предназначался лучшему исполнителю музыки Чайковского. И поэтому выглядят немного утешительными. Из россиян концерты с оркестром и традиционно обязательные Вариации на тему рококо Чайковского для финала готовит одна Анастасия Кобекина, славная легким штрихом и умными трактовками. Ее соперниками станут финская виолончелистка Элина Сенья Руммукайнен, Ибай Чен из Китая, Тэгук Мун из Кореи, а также главные слушательские фавориты: сдержанный и точный в звуке и мысли американский музыкант Златомир Фанг и смелый колумбиец Сантьяго Каньон-Валенсия. В Москве же на нервном конкурсе пианистов слушательские и судейские предпочтения совпали далеко не во всем.

Фортепиано: публика выбирает «Председателя»

За несколько минут до объявления результатов прослушиваний второго тура стали известны итоги слушательского голосования на портале classicalmusicnews.ru, активно освещающем конкурс. Третью строчку в списке предпочтений публики после Мао Фудзиты и Константина Емельянова занял Андрей Гугнин. Однако яркая артистическая индивидуальность и пианистическая культура Гугнина — самого взрослого музыканта в полуфинале — не впечатлила членов жюри. Ученик Веры Горностаевой и один из самых интересных московских пианистов не попал не только на третью, но даже и на седьмую (жюри снова расширило квоту для пианистов, как это было с самого начала конкурса) строчку в финальной таблице. То же касается еще одного музыканта из списка публики Филиппа Копачевского. После поражения на позапрошлом конкурсе Чайковского пианист, ловко балансирующий между прозрачностью и взвинченностью, делает хорошую карьеру, но здесь он представлял команду учеников легендарного 88-летнего профессора Сергея Доренского. И так же, как Арсений Тарасевич-Николаев — король меланхолии и музыкальной светскости на этом конкурсе,— проиграл своим. «От Доренского», всегда представлявшего собой могучий фактор конкурса (и в этом году он как минимум частично обеспечил его высокий уровень), в финал прошли свежие силы — Константин Емельянов, своей интровертностью и даже качествами звука (но не характером интерпретаций, они конструктивно жестче) чуть-чуть напоминающий Николая Луганского, а также Алексей Мельников: кто не заметил его на первом туре, на втором имел возможность оценить художественную живость, пианистическую органичность и сдержанную поэтическую гибкость его в целом весьма академических манер.

Лидером среди «академиков», представляющих как следует отформатированный, аккуратно мощный и столь же осторожно тонкий, размеренный большой концертный стиль, стал Дмитрий Шишкин — он единственный из бывалых участников «Чайковского» прошел в финал.

В оценке других приверженцев академической традиции в финале публика не столь единодушна: в мастерской игре американца Кеннета Броберга, виртуозно ответившего Емельянову на вызов в Сонате Барбера, op.26, иные усматривают автоматизм и поверхностность, хотя Броберг очень силен, просто не любитель аффектов. Но русская публика склонна искать в исполнительском творчестве то измерение, которое она зовет «глубиной», как бы туманно это ни звучало.

Наверное, если бы в нашем распоряжении имелся такой «глубинометр», мы все сошлись бы в оценке игры китайского пианиста с отличным американским образованием Аня Тансю. А так многие склонны видеть в его успехе влияние внешнеполитических обстоятельств, рояльного лобби (Ань играет на новом инструменте конкурса — достойном, стейнвееподобном китайском «Янцзы ривер») или предъявляют в качестве аргумента «против» инерционные, если не дискриминационные формулировки в духе «все азиатские музыканты — хорошо обученные машины». По отношению к Аню это особенно несправедливо. Не любитель внешних эффектов и явный сторонник (так же, как, скажем, Емельянов) стратегии «ни пылинки в глаза», Ань Тансю в свои 20 лет — неординарный, взрослый пианист, в игре которого увлекают стиль и звучание формы: его драматургическое слышание остро и примечательно.

Но общую академическую строгость фортепианного финала разбавит не он, а новый французский ученик Рены Шерешевской, Александр Канторов с естественностью, камерностью и певучестью своей игры на «Кавае». Он тонко и насыщенно смешал цвета и стилистические карты в «Жар-птице» Стравинского, чем многих покорил. К тому же он единственный, кто выбрал для финала не Первый, а Второй фортепианный концерт Чайковского. Другой ценитель эфирных чувств и звуков, не боящийся при этом и масштабов,— абсолютный лидер слушательских симпатий Мао Фудзита, которого публика прозвала «наш Председатель» и у которого «Стейнвей» звучит феноменально, так, будто в него вселился сам пианистический дух. Второй тур для Мао, который все так же поражает свободой движения, непосредственной и филигранной красотой звука, дисциплиной и откровенной чувствительностью без вульгарности (разве что самую малость на грани популизма), кажется, был труднее первого. Если, скажем, русские музыканты принимают крупную форму за пожалованное и заполняют изнутри, Мао выстраивает, выдумывает, создает ее на ходу из того, что слышит и умеет, но слышит и умеет он очень много. Однако никак не меньше будет зависеть от того, как он сыграет в финале и сможет ли побороться за первую премию. Пока что кажется, что он бы ее собой очень украсил. В конце концов, уровень фортепианного конкурса в этом году так ровен и высок, что однозначного претендента на победу среди других не очень видно.

Скрипка: дуэли в произвольном репертуаре

После того как дирекция конкурса приняла решение сделать обязательным наряду с концертом Чайковского исполнение в финале одного из трех концертов Моцарта, второй тур у скрипачей окончательно закрепился в статусе своеобразной «произвольной программы»: рамки регламента позволяют участникам выбирать репертуар, наиболее полно раскрывающий их сильные стороны. А учитывая, что теперь между произведениями публике разрешается аплодировать (так лучше для телевизионной картинки), выступления конкурсантов превратились в полноценные речитали.

Уже в первый день второго тура высочайшую планку задали Марк Бушков и Айлен Притчин, оба с разнообразными и элегантно составленными программами. После первого тура от игры Марка Бушкова осталось ощущение излишней жесткости, брутальности, однако в полуфинале он козырнул богатством своей творческой палитры, показал разнообразный звук и отменное чувство стиля, а также захватывающую виртуозность в «Последней розе лета» Эрнста. Айлен Притчин вместе с пианистом Лукасом Генюшасом исполнил неоднократно обкатанную, в том числе на московских площадках, программу. Согласно регламенту музыканты имеют возможность исполнять сонаты по нотам, однако Айлен, едва появившись на сцене, демонстративно сложил пульт и отодвинул его в сторону. В отличие от нервного и небезупречного первого тура, во втором Притчин поймал кураж, его Дебюсси и Стравинский безоговорочно убедили изысканностью выделки и изящностью штриха. Впрочем, многие слушатели отмечали, что утонченность игры Притчина иногда переходит разумные границы и «Кармен-фантазия» Ваксмана могла бы прозвучать и ярче.

К слову, «Кармен-фантазия» оказалась одним из самых популярных произведений среди участников: помимо Притчина ее исполнили Милан Аль-Ашаб (Чехия), Лара Бошкор (Германия) и Равиль Ислямов. В этом мини-соревновании явного победителя не оказалось: чешский музыкант взорвал зал ураганными темпами, доведенными в конце чуть ли не до чардаша, а представительница Германии, хоть и допустила несколько ошибок, которые, как выяснилось, стоили ей финала, сумела создать страстный образ, более близкий духу музыки Бизе. Отсутствие Лары Бошкор в финале вдвойне обидно, ведь в еще одной дуэли — исполнении третьей скрипичной сонаты Грига — она тоже казалась убедительнее своего «оппонента», Леонида Железного. Для Леонида, к сожалению, второй тур сложился неудачно, виной тому отчасти выбор программы — слишком «конкурсной», отчасти волнение. Наконец, самая неожиданная репертуарная дуэль — в первой скрипичной сонате Шнитке — развернулась между Альбрехтом Мензелем и Маюми Канагавой. Оба исполнения заслуживают самых высоких оценок, но у представителя Германии Шнитке вышел несколько академичным, американка же оказалась динамичнее и острее — она и прошла в финал.

Закрывали второй день прослушиваний одно за другим выступления Милана Аль-Ашаба, Дон Хён Кима и Сергея Догадина — все трое в итоге оказались в числе финалистов и получили свои овации. Если исходить из того, что жюри ищет среди участников в первую очередь яркие индивидуальности, и чех, и кореец, и россиянин — безусловные находки. Аль-Ашаб — фантастический виртуоз, хоть и с не вполне сложившимся еще музыкальным вкусом; Ким — не по годам зрелый музыкант, поражающий ясностью мысли и отделанностью каждой детали, чувством формы и паузы; Догадин — любимец публики, чья игра, может, и не столь утонченна, как у Кима или Притчина, зато именно она, кажется, ближе всего широкой русской душе.

Выбрать шестерку финалистов из столь сильного состава оказалось делом непростым, и любое решение жюри в такой ситуации вызвало бы споры. В итоге выбор пал на Марка Бушкова, Айлена Притчина, Маюми Канагаву, Дон Хён Кима, Милана Аль-Ашаба и Сергея Догадина. Финалистам теперь предстоят оркестровые репетиции, а уже 25 июня конкурсные прослушивания у скрипачей продолжатся на сцене Зала имени Чайковского.

Метки записи:  итоги, конкурс Чайковского, мнение, прогнозы
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2025 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!
Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам.
Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)