Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Секс в пожилом возрасте: что грозит мужчинам
Врач Гарипов ответил на вопрос, можно ли вылечить косточку на ноге без операции
Что будет, если съесть немного заплесневелый хлеб: опасности и последствия
Онколог раскрыл женщинам простой способ избежать рака груди
Можно ли отдать ребенка в школу в 8 лет? Как это правильно сделать?

Свежие новости

  • Прощальный танец в подводной лодке: в Мурманске поставили спектакль о родном городе
    Прощальный танец в подводной лодке: в Мурманске поставили спектакль о родном городе
  • Валерий Николаев рассказал о перевоплощении в деда и правильных актерских капризах
    Валерий Николаев рассказал о перевоплощении в деда и правильных актерских капризах
  • В прокат вышел фильм Marvel «Громовержцы*»
    В прокат вышел фильм Marvel «Громовержцы*»
  • «Евровидение-2025» ждет решения Селин Дион и разбирается с секс-скандалами
    «Евровидение-2025» ждет решения Селин Дион и разбирается с секс-скандалами
  • Глава РФПИ встретился с Оливером Стоуном
    Глава РФПИ встретился с Оливером Стоуном
  • В Москве открылась выставка к юбилею Владимира Васильева
    В Москве открылась выставка к юбилею Владимира Васильева

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход история итоги кино концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание описнаие опсиание особенность отказ открытие перспективы планы поздравление показ показатели премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль статистика фестиваль фильм юбилей

«МК» ПЕРВЫМ объявляет свою театральную премию

29 июля 2020 | Рубрика: Театры | Нет комментариев
«МК» ПЕРВЫМ объявляет свою театральную премию

Ранний сентябрь. Пока ничто не предвещает беды. Константин Богомолов ставит спектакль, который бьет все рекорды по посещаемости в медиа- и интернет-пространстве. А кто был свидетелем этого чуда живьем, с гордостью рассказывает про праздник Святого бракосочетания. Брачующиеся — Константин Богомолов и Ксения Собчак — разъезжают по российской столице на катафалке. В карете прибывают на венчание в храм, где царит благочиние с благолепием. Но под занавес свадебного торжества супруга-бунтарь не отказывает себе во грехе — на свадебном столе зажигает в честь возлюбленного. Нет, что бы ни говорили злые языки, но барышня и хулиган нашли друг друга.

Две недели спустя. Как дурной знак — в начале сезона умирает Марк Захаров, патриарх отечественного театра, без малого полвека стоявший у руля «Ленкома». В его работах — всегда эффектных, парадоксальных, с обязательной претензией на политическое высказывание — с годами все чаще звучат печальные нотки. Старый театральный бунтарь ушел тихо, повернувшись лицом к больничной стене, уснул. Навеки. В гробу Мастер лежал как в жизни — бледен и строг, со своим выдающимся носом. Теперь в «Ленкоме» рулит другой Марк — Варшавер, суперпрофи менеджерского корпуса. Он доведет до публики последний замысел Мастера — спектакль «Капкан», который тот не успел завершить. Редчайший случай благородства. А через три месяца в другом знаковом театре уйдет из жизни Галина Волчек. Назначенные худруками в один день, они и ушли из жизни одновременно.

Старт театральной осени. Историю иконы рока и гранжа Курта Кобейна представляет худрук «Модерна» Юрий Грымов в своем спектакле «Nirvana». Исполненная в театре кинематографично, на крупных планах, она прозвучит мощным художественным высказыванием на тему «наркотики и молодежь».

Осень отмечена побоями. Первый случай в истории современного театра — худрук ударит артиста. Начальник МХАТа им. Горького Бояков нанесет несколько ударов-пощечин артисту Сахарову за то, что тот попытается пройти на собрание труппы. Артист, получивший по лицу от худрука, обратится в медучреждение, где и зафиксирует побои. А Эдуард и дальше продолжит жестко насаждать порядок в театре Татьяны Дорониной, называя себя последователем Станиславского. И при чем тут Станиславский?

Октябрь. По-прежнему ничто не предвещает беды. Впервые на профессиональной сцене трансгендер. В небольшом театре «Практика», в спектакле «Занос» по «непьесе» Владимира Сорокина. Продвинутость гендерная поддержана продвинутостью технологической: зрители смотрят спектакль посредством спецочков. Роль жены главного героя играет дама выразительной наружности: красивая, ломкая, капризная. Грудь, стать, все такое… Но интонации все же не дамские — никуда не спрятать. И кто после этого кричит, что у нас на сцене приветствуются только традиционные ценности?

Поздняя осень. Как вялотекущее ОРВИ в организме, все тянется дело «Седьмой студии». Вроде бы все фигуранты наконец освобождены из-под домашнего ареста. И уже эксперты доказывают, что ничего никем не украдено, а даже напротив — сделано нереальное для развития в стране современного искусства. Затеплившаяся надежда на благоприятный исход дела тут же тает: его возвращают на доследование, и судья Менделеева назначает судебные заседания в ежедневном режиме с 10 утра до 18.00. Конечно, ни о каком нарушении трудового кодекса и речи нет — вопреки мечтаниям премьера Медведева пока еще пятидневная рабочая неделя и восьмичасовой рабочий день.

Тогда же. На вручении государственных наград в Кремле народная артистка СССР Татьяна Доронина имеет 40-минутную аудиенцию с Владимиром Путиным. Президент страны — последняя ее надежда получить сатисфакцию: выдающейся актрисе в обмен на уход с поста худрука гарантировали участие в творческой жизни театра, но обманули. А президенту явно не до театра, и расстановка сил остается прежней: Доронина, как королева в изгнании, Бояков во МХАТе продолжает отстаивать «пространство русского, российского, просвещенного патриотизма». Правда, что означает сея многозначительность, никто объяснить не может.

Начало ноября. У «Табакерки», похоже, восстанавливается дыхание, сбившееся в последние годы в силу нездоровья ее основателя. На «Ревизор» в постановке Сергея Газарова не попасть, несмотря на высокую цену билетов, доходящую до 15 000 рублей (220 евро по допандемическому курсу). Театр гиперактивного физического действия режиссер соединяет с психологическим. Среди корифеев «Табакерки» играет совсем новичок — Владислав Миллер, которого, не исключено, ждет звездное будущее.

Тогда же, поздней осенью. Ученики скончавшегося год назад Дмитрия Брусникина проводят первый фестиваль памяти своего учителя — «Брусфест». Первый блин не то что не комом, а концептуально продуман и осуществлен с размахом на разных арт-площадках города.

Параллельно. Фестиваль устраивают не только режиссеры-новаторы, артисты или независимые труппы. Свой первый фестиваль на базе Вахтанговского проводят театральные менеджеры. В центре форума не теория, а лучшая практика театрального менеджмента. Число участников говорит о востребованности такой профессиональной встречи: на форум приехало 450 театральных управленцев из 270 муниципальных и 50 частных учреждений культуры, 11 000 следили за работой коллег в режиме онлайн.

В преддверии зимы. Свой мультимедийный проект представляет Театр Наций в новом пространстве. «Я убил царя» — VR-спектакль, где благодаря VR-шлему каждый остается один на один с историей гибели царской семьи. Расследование выстроено на множестве свидетельских показаний, которые актеры дают от лица членов царской семьи и их палачей, — всего 35 персонажей.

В горячем театральном ноябре же. Электротеатр «Станиславский» являет взрослой публике своего «Пиноккио» — двухдневный марафон, навеянный произведением Карло Коллоди о деревянном человечке. «Пиноккио. Диптих» (так звучит название работы Бориса Юхананова) — не просто сказка и не просто Коллоди, а целая пиномифология. В «Пиноккио» Юхананов продолжает исследовать природу театра, с его воспаленной красотой, чувственным лабиринтом, где царит игра ума и заблуждений. И культивируется игра в игру, которая может потеряться в поисках самой себя и даже зрителя.

За неделю до Нового года. «Современник» в трауре — умирает Галина Волчек. Разбирая подарки, полученные на Рождество, она внезапно теряет сознание, из которого уже никогда не вернется в земную реальность. Ее провожают пышно, где словосочетание «вся Москва» — отнюдь не фигура речи, а очередь, пришедшая проститься с харизматичной личностью, тянется от метро и аплодирует увозимому гробу. Ушла эпоха, глыба, последняя основательница легендарного «Современника». Театр в оцепенении — от горя и от неизвестности. Артисты еще не в курсе, какой сюрприз им будет приготовлен буквально в день погребения Галины Борисовны.

За день до Нового года. Департамент культуры неожиданно объявляет имя нового худрука «Современника» — Виктор Рыжаков из Центре им. Мейерхольда. Не только театр, но и вся страна в шоке от скорости, с какой производится назначение. Для приличия не выдержаны даже 40 дней. Что говорит только об одном — за кресло руководителя театра развернулась нешуточная борьба, и победил тот кандидат, чей ресурс оказался сильнее. А при таком раскладе о поминальных днях не думают ни руководство города, ни назначенец.

Подозрительно теплый январь. Опять же «Современник» выпускает первую без Волчек премьеру — «Папу» по пьесе французского драматурга Флориана Зеллера. И ей же посвящает. До марта все билеты проданы, несмотря на то, что это психологическая драма. И какая! В роли главного героя — Сергей Гармаш. Непривычен, неузнаваем, минус привычно рваные гармашевские интонации. И движения другого человека, так похожего на артиста. Но играет он не тяжелобольного человека и диагноз, а, может быть, самое сложное — жизнь, за которую рано или поздно придется отвечать.

Не менее теплые февраль-март. В России еще не боятся какого-то там коронавируса. До Москвы впервые добирается премия Чарли Чаплина, учрежденная Фондом его наследников. Ее первым обладателем становится руководитель Театра Наций Евгений Миронов. Объявить имя лауреата-2020 и вручить статуэтку в российскую столицу приезжает внучка великого Чарли — Кира Чаплин, актриса, модель, продюсер. И вируса не испугалась эффектная блондинка.

Середина теплого марта. 16-й день первого весеннего месяца — черный день российского театра. Мэр Москвы закрывает работу учреждений культуры. Театральные директора подсчитывают убытки. Театр Вахтангова отменяет 109 спектаклей на шести своих сценах и возвращает зрителям за билеты 50 миллионов рублей. Отменяются премьеры, гастроли, фестивали. Осенние проекты также под угрозой. Первый акт сезона обрывается на полуслове. И наступает второй, к жизни в котором никто не готов.

Апрель. Как снег на голову — сначала весть об исчезновении крупного чиновника Департамента культуры Москвы Леонида Ошарина, отвечающего за работу столичных театров. Потом он будет найден мертвым в съемной квартире, почему-то в Ялте. Несмотря на официальное заключение о самоубийстве, никто в него не верит — не тот Леонид человек, чтобы так малодушно оставить семью, друзей и театр, который знал и любил и который отвечал ему взаимностью. Человек дела, сильный, но почему убит? Расследование взято под особый контроль. Даже по карантинным меркам в последний путь Леонида провожает достаточно много людей. Для театра и Департамента культуры его уход — огромная потеря.

Апрель. Самое начало. Правительство выпускает постановление, которого ждет культурная отрасль, в первых рядах пострадавшая от пандемии. Это постановление за №437 станет в том числе и для театров своего рода аппаратом ИВЛ. Правда, при одном условии: умелом его применении. То есть важный документ теперь дает право учредителю (министерству, департаменту культуры и т.д.) изменять параметры государственного задания для подведомственных театров.

Апрель. Как спастись и выжить театрам без зрителей? Есть два пути: залечь на дно, покоряясь судьбе в ожидании чуда, или пуститься во все онлайн-тяжкие. Театры перетряхивают архивы спектаклей и выкладывают записи в Интернет. И тут выясняется, что качественно отснятых (а не с одной-двух камер) спектаклей у театров за последние 20 лет практически нет. А это значит, что Москва не имеет вещественного доказательства того богатого театрального наследия, которым на словах любит гордиться. И небезосновательно — какие уникальные артисты и режиссеры здесь работали и работают! Так что российской столице с ее мощью теперь надо выбирать: начинать создавать золотую коллекцию своих спектаклей или продолжать жить мифами.

Все это время. Пандемия, похоже, раз и навсегда останавливает дискуссию о двух моделях современного театра — казенной, то есть живущей за счет государственных средств, или антрепризной, существующей за счет частного капитала. Артисты репертуарных театров в отличие от самозанятых коллег весь карантинный период получают зарплаты, а антрепризы разоряются. Но гарантированная финансовая стабильность не позволит теперь актерам выражать недовольство руководством: открыл рот — кандидат на вылет.

Начало июня. Известнейший артист Михаил Ефремов сел за руль в состоянии сильного алкогольного опьянения. Что произошло дальше, известно всей стране. Не по злому умыслу им убит человек, его собственная судьба сломана, положение семьи и шестерых детей от разных браков, которых он содержит, неизвестно. Но в трагической истории поражает: 1) поведение коллег, которые, будто святые, сливают грешника Ефремова СМИ, ловя пиар на бедном друге-алкоголике; 2) зрители, любившие Ефремова именно пьяным на экране и в жизни, требуют над ним расправы, и 3) Откуда взялся этот странный адвокат Пашаев, который то и дело подставляет Ефремов?

Жаркий июнь. Наконец объявлен приговор фигурантам дела «Седьмой студии». Не оправданы, но самого страшного, что требовал прокурор, не случится. Условные сроки, которые, пока шло разбирательство, засчитаны; правда, штраф в 129 миллионов на четверых совсем не радует. Адская сумма — не по доходам бывших подсудимых. Одна надежда на олигархов, которые и до громкого дела поддерживали искусство режиссера Кирилла Серебренникова. Это экономическое дело в обществе воспринимается исключительно как политическое, хотя таковым не является. Но за счет него многие заработали моральные и политические дивиденды. За шумовым эффектом никто так и не вспомнил молодую театроведку Катю Воронову, преданно служившую менеджером делу прогрессивного искусства. И судьба которой оказывается трагичной: находясь за границей, как свидетель Воронова объявлена в розыск. Теперь она не может въехать в Россию, встретиться с родителями — будет тут же привлечена к ответственности. Но похоже, что ее судьба никого не волнует.

В конце июня. Самая большая сцена Европы — Театр Российской армии — остается без худрука. Министерство обороны, которому принадлежит театр на площади Суворова, не продлевает контракт с Борисом Морозовым, руководившим 25 лет военным театром. В чьи руки отдаст Сергей Шойгу эту махину — 10 этажей на поверхности и 10 подземных, — неизвестно. Но такая недвижимость в центре Москвы в виде театра — сплошной расход. Не превратить ли ее в прибыльный бизнес-центр?

Нежаркий июль. Театры самыми последними после магазинов, метро и парикмахерских получают разрешение на работу. Но билеты не проданы, хвастать нечем, жизнь в онлайне, создающая иллюзию театральной жизни, всех достала. Но нет худа без добра, и вынужденное пребывание в виртуальном пространстве все-таки приносит свои, пусть небольшие, но открытия — для них самих и для зрителя. Рождаются интернет-проекты, устраиваются сходки в Zoom, Инстаграм некоторых театров работает как внутреннее телевидение с жесткой сеткой вещания. Журнал «Театрал» объявляет конкурс на «Лучший арт-ответ коронавирусу». Самые активные объединяются в проекты. Первый — музыкальный #ПарадХитов (инициирован Театром им. Евгения Вахтангова и «Театрариумом» Терезы Дуровой), и второй — социально значимая акция #помогиврачам, длившаяся почти сутки (организаторы — БДТ, журнал «Театр», фонд «Не напрасно»). Артисты читают документальные тексты, написанные врачами, медсестрами, санитарками, находившимися в эпицентре борьбы с коронавирусом. Акция собрала 3 870 000 рублей.

И все же, и все же… Пандемия, ни с кем не считаясь, на свое усмотрение распределила роли, показав, кто в жизни главный, какова истинная цена театра. И кто на театральном поле чего стоит — по-настоящему, а не в современной мифологии. В пандемической изоляции даже возникло странное и неприятное ощущение ненужности театра, о котором за четыре с лишним месяца, казалось, помнили только его работники. А так вроде его нет, и без него вроде можно. Но нет театра без жизни, как и жизни без театра. Особенно в России, где театр почему-то до сих пор больше чем театр.

Метки записи:  мнение, премия, прогнозы, совет, Театр
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Ученые перечислили 5 продуктов, которые эффективно чистят сосуды
Специалисты рассказали, чем полезны дополнительные 46 минут сна
Скоро всё закончится: астролог Павел Глоба назвал точную дату
«Чтобы избежать обвисания кожи»: врач Янг назвала полезные продукты для людей после 50 лет
ASB: восприятие запаха партнера в сексе у женщин часто зависит от контекста
Применение вермокса от глистов. Вермокс для детей

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2025 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!
Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам.
Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)