Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Свежие новости

  • В прокат вышел фильм Marvel «Громовержцы*»
    В прокат вышел фильм Marvel «Громовержцы*»
  • «Евровидение-2025» ждет решения Селин Дион и разбирается с секс-скандалами
    «Евровидение-2025» ждет решения Селин Дион и разбирается с секс-скандалами
  • Глава РФПИ встретился с Оливером Стоуном
    Глава РФПИ встретился с Оливером Стоуном
  • В Москве открылась выставка к юбилею Владимира Васильева
    В Москве открылась выставка к юбилею Владимира Васильева
  • Фильтры для окрасочно-сушильных камер: важность качественной очистки воздуха
    Фильтры для окрасочно-сушильных камер: важность качественной очистки воздуха
  • Умерла актриса театра и кино Элеонора Леви
    Умерла актриса театра и кино Элеонора Леви

Listis

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход история итоги кино концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание описнаие опсиание особенность отказ открытие перспективы планы поздравление показ показатели премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль статистика фестиваль фильм юбилей

В мире

Министр культуры Владимир Мединский предлагает приватиз

4 июля 2019 | Рубрика: Театры | Нет комментариев
Министр культуры Владимир Мединский предлагает приватиз

Министр культуры Владимир Мединский предлагает приватизировать памятники культуры. Это значит отдать их под частные дома, рестораны и гостиницы. Чтобы избавить инвесторов от «головной боли и чудовищных затрат», нужно «убрать лишние ограничения и скорректировать законодательство», а еще «снижать охранные требования», уверен Мединский. Получив такие уступки, не пренебрегут ли частники обязательствами — такими, как качественная реставрация, обеспечение сохранности объекта и доступ публики к нему? Между тем соответствующий законопроект уже рассматривается Госдумой.

Речь, которую министр произнес на заседании Общероссийского народного фронта (ОНФ), уже расхватали на цитаты. Общий тон сообщений — информационно-сдержанный, с нотками беспокойства. И понятно почему. А вдруг частник отнесется к приобретению памятника архитектуры как к покупке дачи? Не получим ли мы по итогу законотворческих «коррекций» закрытые от общества новоделы? Тем более что слова Владимира Мединского не праздные рассуждения. Законопроект №589491-7 уже принят в первом чтении Госдумой, а разработан он был еще осенью.

Все началось с письма президенту, где Мединский предложил отдать в аренду крупной компании на 99 лет по 1 рублю за 1 кв.м дворцово-парковый ансамбль «Ропша». Бывшая резиденция Романовых, что в 49 километрах к юго-западу от Петербурга, ныне лежит в руинах. Скоро там уже нечего будет реставрировать. По оценкам экспертов, на восстановление дворца, где в 1762 году при невыясненных обстоятельствах скончался Петр III, нужно 5 млрд рублей. На первый взгляд все очевидно: памятник надо спасать, денег в бюджете нет, почему бы не привлечь частников? Тем более что идея вписывается в уже существующую, обкатываемую почти десять лет практику — «аренда памятника за 1 рубль». Правда, по этой программе частники получают в аренду объекты культурного наследия (ОКН) на 49 лет, а тут речь шла о 99 годах. Вы скажете: да кого волнуют такие детали — где полвека, там и сто лет! Но в законотворчестве вся соль как раз в деталях, тут каждая запятая играет роль. А еще, как часто бывает, пионерские проекты для введения какой-то новой практики выбираются такие, где кажется все очевидным. Ну а потом под шумок…

Идея о долгосрочной аренде «Ропши» к январю переродилась в более смелую инициативу. Законопроект официально называется туманно, как любят законотворцы: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Слова «приватизация» в законопроекте нет, но есть другие, более обтекаемые формулировки: «частно-государственное партнерство» и «концессионное соглашение».

«Если что — мордой в пол»

Еще в законопроекте встречается слово «реконструкция». В случае, когда речь идет о памятниках культуры, это «работы по сохранению объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии (реставрация, приспособление для современного использования), которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия». С этого момента логика рушится: что это за сохранение, когда можно затрагивать «конструктивные характеристики»? То есть хочешь пристройку — пожалуйста, достроить пару этажей — не вопрос, изменить планировку — легко! Впрочем, предлагается исключить из концессионных соглашений довольно много объектов: от памятников религиозного значения, ансамблей в виде фрагментов исторических планировок до достопримечательных мест (всего 13 наименований). После прочтения остается неясным, какие объекты культурного наследия могут брать частники под свое крыло, какие ОКН им таки разрешат перестраивать и каков предел «приспособления для современного использования». Может, виной тому витиеватый законотворческий язык? И, возможно, к следующему чтению законопроект откорректируют.

Но пока опасения за последствия принятия таких поправок остаются: будут ли уступки частникам благом для сохранения разрушающихся памятников культуры, которых, заметим, в России тысячи? Директор Музея архитектуры имени А.В.Щусева Елизавета ЛИХАЧЕВА уверена, что да, если и ответственность за нарушения будет серьезной:

— Нет ничего страшного в приватизации объектов культурного наследия, если новый собственник будет обременен обязанностями. Здесь нет разницы, государство или частный инвестор владеет памятником. Главное, чтобы собственник соблюдал все предписания. Да, законодательство нуждается в пересмотре: нужны мощные механизмы наказания недобросовестных владельцев и поощрения добросовестных. Люди должны понимать, что, покупая и беря в аренду объект культурного наследия, они делают хорошо не себе, а стране — это вклад в сохранение культуры России. Чтобы не возникло ситуации, когда человек купил памятник, поставил забор и никого не пускает или ремонтирует его как вздумается; нужен контролирующий орган с серьезными полномочиями. Чтобы, если частник не соблюдает нормы, можно было вызвать ОМОН, мордой в пол и так далее, вплоть до уголовной ответственности.

Что касается контролирующего органа, то такой вопрос поднимался на заседании Совета при президенте по культуре и искусству в конце прошлого года. Председатель Центрального совета ВООПиК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры) Артем Демидов предложил воссоздать Росохранкультуру — службу при Минкультуры, которая была наделена специальным полномочием по сохранению наследия (просуществовала с 2008 по 2011 год). Президент обещал подумать.

— Может быть, нужно создать специальный охранный орган, наделенный такими полномочиями, вроде Росохранкультуры, — считает Елизавета Лихачева. — Но кто бы ни осуществлял контроль — Министерство культуры или другое ведомство, — он должен быть серьезным, и нарушения должны караться. Если собственник будет понимать, что за переделку его ждет гигантский штраф, он лучше вложится в качественную реставрацию, чтобы не вышло себе дороже.

В законопроекте пока про наказания и поощрения — ничего. Хотя в законодательстве уже есть статья (№243) за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия — от штрафа вплоть до уголовной ответственности (до 6 лет, если речь об особо ценных). Правда, прописана она в ФЗ-245 — о незаконной археологии. Тем не менее пока ни один инвестор, занимавшийся восстановлением памятников культуры по существующей программе «рубль за метр», не был привлечен к уголовной ответственности.

Соотносить желания с возможностями

— Одна из проблем программы «рубль за метр» в том, что собственник требует бесконтрольности, а государство не всегда понимает, как себя вести: будешь слишком строгим, инвестор уйдет и ничего не будет восстанавливать. Пойдешь на поводу — получишь новодел, а значит, уничтожение объекта. Мы сейчас находимся в ранней стадии вовлечения частного капитала в процесс восстановления национального достояния. И пока эти процессы плохо отработаны с обеих сторон, — считает историк, член Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) Наталья САМОВЕР.

— Какие шаги государство может сделать навстречу бизнесу, а что недопустимо?

— Каждый памятник строго индивидуален, и для каждого прописывается отдельный предмет охраны, где указывается, что необходимо восстановить, а что совсем утрачено. Инвестор, который претендует на ОКН, должен смотреть, какой памятник ему предлагается. И соотносить свои желания с возможностями объекта. При этом существуют установленные законом ограничения для ОКН. Предмет охраны должен быть восстановлен в любом случае, исключений для частного инвестора не должно быть. Если абсолютное требование нарушается (то есть предмет охраны), нарушается принцип закона об охране ОКН. Тогда у нас появятся памятники первого сорта и второго сорта. Требовать отмены базовых ограничений закона нельзя, но посмотреть на административные процедуры можно.

— Какие например?

— Так, в Москве инвестор платит полную арендную плату за объект, пока не закончена реставрация. Получается, что он платит большую аренду и тратит одновременно много денег на реставрацию. Но установившие это правило городские власти не глупее меня. Может быть, с точки зрения города это гарантия, что человек не бросит объект, потому что вложился. Можно вместо этого прописать в договоре штрафные санкции за отказ от реализации проекта. По моим наблюдениям, основная проблема в Москве в том, что органы охраны памятников недостаточно контролируют реставрацию. Есть разные примеры, как сделаны объекты, и не все сделаны на достаточно высоком реставрационном уровне.

— Есть вопиющие случаи?

— Да, это так называемый Дом с кариатидами, который некогда принадлежал лепщику Петру Сысоеву. Там была проведена беспощадная реконструкция — изменена высота перекрытий. Внутри дома есть комната с роскошным лепным декором, которая в результате того, что поднялся полоток, стала смотреться совсем иначе, потому что изменились ее пропорции. К тому же был изменен декор фасадов. Причем город сначала торжественно принял объект, а после выяснилось, что руст (отделка нижней части фасада, имитирующая крупную каменную кладку) был сделан неправильно, не так, как было в историческом варианте, и не так, как вообще делается руст. И памятник, уже принятый городом, переделывали, потому что он выглядел неприлично. А с внутренними помещениями уже ничего делать не стали. Историческая комната изуродована, хотя лепнина вроде как сохранена.

— Из осуществленных проектов процент неудачных реставраций выше, чем качественных?

— Такие случаи, как Дом с кариатидами, скорее исключение. Неидеальностей разного рода довольно много, но они не носят фатального характера. К счастью, ни один объект не разрушен и не изменен до такого состояния, чтобы ставить вопрос об исключении его из списка ОКН. Мне кажется, что, поскольку мы находимся на ранней стадии взаимодействия государства и бизнеса, можно сказать, что ситуация более-менее нормальная. Она сопровождается утратами, и нужно учиться работать в этой сфере обеим сторонам. Важно еще, чтобы государство не доводило объект до остроаварийного состояния, и потом, отдавая его инвестору, соглашалось с тем, что тут надо разобрать, а тут невозможно сохранить.

— Может ли попадание ОКН в частные руки привести к ограничению доступа к нему?

— Это узкое место в законодательстве. Закон требует доступа к объектам культурного наследия. Но если там закрытая организация, офис или частный дом, это право может быть реализовано в рамках Дней культурного наследия например, то есть раз или несколько раз в год. Хочу добавить, что, при всем моем уважении к общероссийскому фронту, логичнее было бы доверить эти вопросы ВООПиК, которое работает в этой области много лет. Вообще все это похоже на бюрократическую уловку: инвесторы много лет давят на государство, требуя облегчить ограничения, наложенные на использование памятников, а государство этого не делает из репутационных соображений. В таких случаях используется инициатива снизу, когда государство может сделать что-нибудь не очень красивое по просьбам трудящихся. Если мы имеем дело с тем, что ослабляется закон об охране памятников, это, конечно, очень плохо.

Тем временем «инициатива снизу» начинает работать — по итогам заседания с Владимиром Мединским Общероссийский народный фронт решил создать рабочую группу для выработки и продвижения решений проблем в сфере правового регулирования сохранения и реставрации объектов культурного наследия. Будем надеяться, что законотворцы не будут рубить сгоряча и, прежде чем принять какие-либо поправки, соотнесут желания бизнеса и государства с уступками, на которые можно пойти, чтобы не допустить утраты памятников культуры. Задача непростая, ведь только в одной Москве разрушаются сотни памятников культуры, не говоря уже о всей стране. Их, конечно, надо спасать. Главное, чтобы люди, готовые вложить свои силы и деньги в восстановление ОКН, понимали и свою ответственность за национальное достояние.

Метки записи:  м нение, Министры культуры, планы, приватиз, прогнозы
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2025 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!
Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам.
Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)