Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Свежие новости

  • Описание сайта «Назад в СССР»
    Описание сайта «Назад в СССР»
  • Дань памяти мастеру: В Театре Виктюка состоялась премьера, посвященная его основателю
    Дань памяти мастеру: В Театре Виктюка состоялась премьера, посвященная его основателю
  • На актера Дмитрия Назарова составили протокол за дискредитацию ВС России
    На актера Дмитрия Назарова составили протокол за дискредитацию ВС России
  • В музее-заповеднике "Остафьево" откроется выставка "Записная книжка"
    В музее-заповеднике "Остафьево" откроется выставка "Записная книжка"
  • Путин присудил артисту балета Полунину премию для молодых деятелей культуры
    Путин присудил артисту балета Полунину премию для молодых деятелей культуры
  • "Дядя Ваня" в версии Дениса Азарова - на сцене МХТ им. Чехова
    "Дядя Ваня" в версии Дениса Азарова - на сцене МХТ им. Чехова

Listis

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход игра история итоги кино кинофестиваль концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание особенность отказ открытие планы поздравление показ показатели постановка премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль статистика фестиваль фильм юбилей

В мире

Эмиля Нольде разоблачили в Берлине

16 августа 2019 | Рубрика: Живопись | Нет комментариев
Эмиля Нольде разоблачили в Берлине

В берлинском Музее современного искусства Hamburger Bahnhof проходит выставка «Эмиль Нольде — немецкая легенда. Художник и нацистский режим». По результатам многолетних исследований отношения с нацизмом знаменитого художника, много пострадавшего от борьбы с «дегенеративным искусством», выглядят совсем не так однозначно, в чем убедился Андрей Плахов.

При входе посетителей встречает автопортрет художника в «рембрандтовских» тонах и светотени, он написан в 1899 году, когда Нольде было едва за тридцать, и тут же — портрет его жены Ады, датчанки. «Мой муж, которого младшие художники называют новым немецким Рембрандтом… отовсюду изгнан бандой арт-дилеров. Как получается, что… великие всегда должны сталкиваться с такими вещами?» — вопрошает преданная супруга. А после падения Третьего рейха, когда Нольде перевалило за восемьдесят, он успел, похоронив Аду, вторично жениться, написать еще сотни живописных работ и акварелей. В течение почти всей жизни он был окружен пиететом и почетом как самый статусный немецкий художник. И при этом на склоне лет жаловался, что все доходы от продаж съедают налоги, а его материальное положение даже хуже, чем во времена нацизма, когда ему запрещали работать и выставляться.

Культ Нольде пережил его и долго почти не подвергался пересмотру: свидетельство тому — прежние выставки во Франции и Великобритании, последняя состоялась всего год назад. Во многом благодаря усилиям Фонда Ады и Эмиля Нольде знаменитого художника-экспрессиониста рассматривали как жертву нацизма — даже несмотря на хорошо известный факт его членства в Национал-социалистической партии. Ведь несмотря на этот факт, нацисты признали его искусство «дегенеративным», выставили на негодующий суд общественности на специальной выставке 1937 года, конфисковали и уничтожили сотни его работ. В число опальных попали не только провокативное «Житие Христа», но и невинные «Подсолнухи», в которых Нольде отдал дань признательности своему кумиру Ван Гогу. Все это создавало своего рода алиби и подпитывало легенду, которой посвящен роман «Урок немецкого» Зигфрида Ленца.

Между тем запреты и репрессии не помешали Нольде искать покровительства среди нацистской верхушки (в частности, у Геббельса) и боготворить «национального лидера». В 1933-м художник писал: «Фюрер велик и благороден в своих амбициях, это блестящий человек действия. Единственная проблема в том, что к нему примазываются темные фигуры, создавая культурный туман, но солнце скоро пробьется и рассеет его». Нольде до самого конца верил в победу Гитлера и восхищался им, не зная, что тот называл его «свиньей» (эти свидетельства были преданы гласности значительно позднее).

Еще в первой половине жизни Нольде конфликтовал с другим крупным художником — Максом Либерманом, и это были не только эстетические разногласия: в дальнейшем он проявил себя как убежденный антисемит. В какой-то момент отказался писать картины на библейские сюжеты и изображать Христа, чтобы «не подыгрывать евреям». Вместо этого рисовал мифологических нордических вождей и пейзажи. Но ничто не помогло: любовь так и осталась неразделенной. Художник унес ее в могилу, скончавшись в 1956-м в возрасте 88 лет.

Берлинская выставка — первая, где представлены обе стороны медали, где анализ отношений Нольде с нацизмом становится предметом специального интереса. И это сигнализирует о серьезной переоценке его места в истории. Недаром Ангела Меркель решила убрать из своего офиса две картины художника. Одна из них участвует в новой экспозиции, но и после нее работы не будут возвращены в офис канцлера.

Казус Нольде очень актуален и достоин пристального изучения. Потому что тоталитаризм возрождается в новых формах, а отношения с ним художников воспроизводят прежние модели. Они знакомы нам и по истории немецкого кино. Режиссер Фриц Ланг, с одной стороны, воспевал германские мифы, с другой — его экспрессионистские антиутопии и фантазмы предвещали грядущие кошмары, и «Завещание доктора Мабузе» было запрещено нацистами. Только Ланг сделал другой выбор и эмигрировал.

В эти же самые дни в парижской «Оранжери» проходит другая выставка, тоже связанная с немецкой живописью начала ХХ века. Там в фокусе внимания оказались художники Франц Марк и Август Маке, основавшие в Мюнхене в 1912 году вместе с Василием Кандинским авангардное движение «Синий всадник» на волне взаимовлияния футуризма, кубизма и экспрессионизма.

Оба художника погибли в бойне Первой мировой: Маке — в первые же дни, Марк — в 1916-м под Верденом. Одному было 27 лет, другому — 36. Оба ушли воевать добровольно, хотя не были опьянены шовинистическим угаром, просто считали это своим долгом. В 1937-м покойные художники, которых при жизни связывала тесная дружба, «встретились» в Мюнхене: на пресловутой нацистской выставке их работы были признаны дегенеративными. И там же они по иронии судьбы столкнулись с Нольде, с энтузиазмом встретившим и Первую, и Вторую мировую войну, но не принявшим участия ни в одной.

Метки записи:  выставка, мнение, разоблачение, Эмиль Нольде

Читайте также

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2023 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!