Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Больше не увидят: фанатам 79-летнего Антонова сообщили печальные новости
Фрукт, который лечит бессонницу и улучшает функцию мозга
Всплыла правда о Домогарове: даже читать неприятно
Мусульманки обязаны делать это мужу каждый день
В ДНК древних людей найдена защита от смертельной болезни

Свежие новости

  • В прокат вышел фильм Marvel «Громовержцы*»
    В прокат вышел фильм Marvel «Громовержцы*»
  • «Евровидение-2025» ждет решения Селин Дион и разбирается с секс-скандалами
    «Евровидение-2025» ждет решения Селин Дион и разбирается с секс-скандалами
  • Глава РФПИ встретился с Оливером Стоуном
    Глава РФПИ встретился с Оливером Стоуном
  • В Москве открылась выставка к юбилею Владимира Васильева
    В Москве открылась выставка к юбилею Владимира Васильева
  • Фильтры для окрасочно-сушильных камер: важность качественной очистки воздуха
    Фильтры для окрасочно-сушильных камер: важность качественной очистки воздуха
  • Умерла актриса театра и кино Элеонора Леви
    Умерла актриса театра и кино Элеонора Леви

Listis

Мужчины назвали причины потери интереса к женщинам
Обнаружены непоправимые последствия кесарева сечения для ребенка
Анальный секс во время беременности
При варке яиц добавьте в воду этот секретный ингредиент: потом скорлупа слетит за секунду
Интимные причуды чукчей: что они творят с женами

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход история итоги кино концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание описнаие опсиание особенность отказ открытие перспективы планы поздравление показ показатели премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль статистика фестиваль фильм юбилей

В мире

Врачи рассказали, какой алкогольный напиток полезен для сердца
Болезни любви: чем опасен половой герпес
Преступления и расстрел самого юного мерзавца СССР!
Страстная девушка
Уже доказано: вот что случается в квартирах, где растет алоэ

Легендарный премьер Большого театра Вячеслав Гордеев: Почему я не сбежал на Запад?

3 августа 2023 | Рубрика: Другие новости | Нет комментариев
Легендарный премьер Большого театра Вячеслав Гордеев: Почему я не сбежал на Запад?

Петербург готовится к большим гастролям московского областного театра «Русский балет», которые начнутся 11 августа. В афише — «Жизель», «Лебединое озеро» и оригинальная версия «Щелкунчика». Все спектакли будет сопровождать Балтийский симфонический оркестр. Гастроли юбилейные, посвящены 75-летию руководителя «Русского балета», легендарного премьера Большого театра Вячеслава Гордеева.

Евгений Биятов/РИА Новости
Вместе со своей не менее знаменитой партнершей по сцене и жизни Надеждой Павловой он более двадцати лет покорял лучшие сцены мира. «Золотой мальчик» — окрестила его в конце 60-х лондонская пресса. В Америке предлагали баснословные гонорары — только оставайся. А он никак не оставался. Почему? Во времена «отмены русской культуры» самое время вспомнить об этом и расспросить юбиляра, как чувствует себя сегодня русский балет.

Вячеслав Михайлович, признаюсь сразу: меня жена домой не пустит, если не передам ее слова благодарности — благодаря вам и вашему театру она, девочка из рабочей московской семьи, влюбилась навсегда в балет…

Вячеслав Гордеев: У нас с ней много общего! Я тоже люблю балет и тоже из московской семьи «технарей» (смеется). Мама конструктор, папа инженер-сборщик, они собирали «Бураны», помните, был такой космический корабль? И никакого отношения к высокому искусству они не имели. Правда, мама была очень музыкальна — прекрасно играла на аккордеоне, напевала. Чаще всего песни военных и послевоенных лет — они с отцом оба воевали. Мама до Берлина дошла. Отец встретил Победу в госпитале. Мама хотела, чтобы я стал военным дирижером. Но однажды я увидел по телевизору фильм-балет «Ромео и Джульетта» с Улановой, Ждановым, Ермолаевым, и меня это так потрясло, что утром решил бесповоротно: «Буду заниматься вот этим!»

Потом вас заприметили в балетной студии педагоги Большого театра, и в 12 лет вы поступили, при конкурсе в 200 человек на место, в хореографическое училище. Не поздновато для балета?

Вячеслав Гордеев: Это судьба: обычно брали с 10 лет, а в тот год расширили набор для особо одаренных «переростков». Я учился у выдающегося педагога Петра Пестова, почти все его ученики стали звездами, среди последних — Николай Цискаридзе. Работал без отдыха — полная отдача и организованность: кроме обязательных занятий, не менее тысячи прыжков в день, «воспитывал» ноги, и еще по двести раз со стула на пол и опять на стул… Наверное, позвоночник «садился», но об этом я подумал, только когда на пике карьеры разорвал «ахилл». Мне говорили, что на сцену не вернусь, но я вернулся. Через семь месяцев на гастролях в Индии танцевал труднейшие партии — второй акт «Жизели» и балет «Дон Кихот». Всю жизнь везение в дуэте с преодолением. Это и есть судьба.

Но ведь судьба нередко ставила вас перед выбором…

Вячеслав Гордеев: … Понимаю, о чем вы. Да, остаться за границей предлагали много раз на фантастических условиях. Почему не остался? Попробую начать издалека. Я родился еще до того, как умер Сталин. С трех лет ходил на демонстрации — в день революции 7 ноября, первого мая… Как ни пафосно звучит, всегда с народом, в колоннах, где люди шли не за сто граммов водки, как стали говорить потом все, кто не любит Сталина. Больше скажу, даже когда пришел в Большой театр и нас отправляли на демонстрацию трудящихся, вы знаете, никто не сопротивлялся: было хорошо и празднично. Это сейчас любят рассуждать о том, что вот надо воспитывать патриотизм, — а до распада Советского Союза это было естественно для всех, никого не надо было этому «учить».

Откуда же тогда — известные истории о ваших коллегах, знаменитостях, не вернувшихся в те времена с заграничных гастролей?

Вячеслав Гордеев: У всех свои причины. Кто-то искал полной свободы творчества, но чаще речь шла о материальной стороне. На Западе не скупились на то, чтобы представить советскую культуру ущербной.

Сколько же предлагали, чтобы «переманить»?

Вячеслав Гордеев: Во время наших гастролей в США в конце 70-х там остался наш танцовщик Саша Годунов. Была некрасивая история, когда Сашу сфотографировали в непотребном виде, и на следующий день в американских газетах это фото опубликовали. Мало кто знает, что в это же время представители Американского театра балета предложили нам с Павловой контракт. Я пошутил: «А дом с бассейном, как на компрометирующем фото с Сашей, будет?». Мне ответили всерьез: и дом в Коннектикуте, и бассейн, и за каждый сезон по четыреста тысяч долларов каждому.

Дальше я задавал вопросы уже самому себе: «А как мои родители это переживут? Они за мной горшки выносили, а теперь, когда они стали пожилыми, я возьму и уеду?». К тому же для меня Большой театр всегда был домом, семьей. Все это для меня было весомей, чем четыреста тысяч, дом и бассейн… Им же хотелось одного — испортить репутацию Большого театра. Слава у нас с Павловой была в Америке грандиозная, на улицах плакаты с моим «полетом» в «Спартаке»… К их огорчению, Спартак оказался непобедим… А Саша Годунов в итоге умер молодым, он сильно пил. Больно об этом говорить, ведь мы ровесники, вместе начинали, вместе блистали на сцене Большого.

Еще про выбор: на самом взлете карьеры вы — по просьбе балерины Ирины Тихомировой, жены Асафа Мессерер, — взяли на себя серьезную ношу — балетный ансамбль, из которого потом и вырос ваш «Русский балет». Театр, ставший одним из главных «хранителей» русского классического танца. Об этом и вопрос: сохранять — не значит «консервировать»? Разве искусство не должно меняться в духе меняющегося времени?

Вячеслав Гордеев: Моя творческая жизнь в основном прошла во времена, когда классический балет был недосягаемо высок во всем мире — особенно у нас: русские талантливы в балете, как итальянцы в опере. У нас школа, традиции, репертуар. «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» — русские спектакли, идущие по всей планете. Но и в остальном классическом репертуаре мы «короли». Как человек, который служит любимому делу всю жизнь, я не могу позволить никому снять с нас корону. Конечно, привношу на сцену новую эстетику. Но с опытом приходит понимание: ничто не проверяет уровень мастерства и человечности так, как классика. Это вечный тест на прочность. И для зрителей тоже — прошедший этот тест навсегда останется собеседником великого искусства.

Сегодня, кажется, стать собеседниками «Русского балета» заграничным зрителям стало непросто — политика вмешалась…

Вячеслав Гордеев: Боюсь, все глубже. Политика — это же только шум, хотя и неприятный. Мир настолько изменился, что просто боится говорить с русской классикой напрямую, не хватает духа, отсюда все эти отмены гастролей, имен… Летом прошлого года мы были в Израиле. Десять городов объехали с «Лебединым озером». И там люди с плакатами уговаривали зрителей не ходить на «Русский балет». Я предупреждал протестующих, что в борьбе с Чайковским они проиграют, — и оказался прав. Потом протестовали и у нашего посольства, куда на прием в честь Дня России пригласили и «Русский балет». Самое мерзкое, знаете что? Я спросил: «Ребят, сколько вам надо заплатить, чтобы вы разошлись и не мешали?» — «Сорок евро»… Российский посол Анатолий Викторов назвал нас тогда «послами мира».

А правда, что в посольстве Японии вам собирались вручать награду, но внезапно передумали?

Вячеслав Гордеев: Без лишней скромности скажу, что для Японии я сделал очень многое. У меня в театре танцевала, а сейчас работает педагогом-репетитором Масами Чино — первая японская балерина в России. Ее сын Марк Чино — сегодня солист Большого театра. Тринадцать лет я был председателем жюри балетного конкурса в Токио: по восемьсот участников, лауреатки потом стажировались и работали у нас… И вот за заслуги перед японской культурой мне хотели вручить орден. Посол Японии в России, господин Тоехиса Кодзуки, устроил в мою честь прием, и… сказал, что обязательно вручит награду, «когда все закончится». Посол невероятно образованный, тонко чувствует русскую культуру. А жена его, между прочим, пишет православные иконы.

В прошлом году вы приходили в Большой театр во время гастролей «Донбасс Оперы». Не секрет, что многие «стесняются» и держатся подальше — вдруг их «не так поймут». А вас косые взгляды не смущают?

Вячеслав Гордеев: Я дружу с художественным руководителем «Донбасс Оперы» Вадимом Писаревым, мы с ним много и успешно гастролировали во многих странах. В свое время звал его на работу в Москву — он говорил, что хочет сделать лучший театр у себя дома. И в 2014-м я тоже звал — он снова отказался: как я оставлю свой театр? Но иногда отправлял ко мне своих солистов, хотя бы переждать сильные обстрелы. Они у нас стажировались, очень высокого уровня ребята.

Вадик рассказывал, как их солисты репетируют — а недалеко снаряды рвутся. Или спит ночью, а где-то рядом «прилет», и ты не знаешь — бежать в укрытие или уже поздно? В таких условиях они делают потрясающие постановки, для меня это — герои… Думаю, не за горами тот день, когда и мы будем ездить с ответными гастролями в Донецк. Если вдуматься, мы живем в опасное, но важное для нашей культуры время. Своими глазами видим: нашу классику не отменить даже под бомбами. На афише с именем Петра Чайковского слова «русский композитор» никто убрать не сможет.

Судя по гастрольному графику на этот год, ваше «Лебединое озеро» по-прежнему всюду ждут. Весь прошедший июнь оно завоевывало Китай…

Вячеслав Гордеев: С Китаем дружим уже много лет. Нас принимают с восторгом. Для китайских зрителей «Лебединое озеро» — это обязательно кордебалет в 24 лебедя, не меньше (!), четверка маленьких лебедей и 32 фуэте — считают! Их принцип: умри, но сделай на высшем уровне. Как в балете. Китайцы точно не боятся сверять свою жизнь с классическим искусством. И русский балет там боготворят, приглашают наших специалистов работать и преподавать в их школах. В сентябре мы снова отправляемся в Китай.

А с 11 по 20 августа едем в Санкт-Петербург. Свой юбилей встречаю «на ногах», с большими планами, отдыхать не хочу и не собираюсь. В афише весь наш Чайковский — «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», плюс еще «Жизель» Адана. Будем танцевать в Михайловском театре.

Метки записи:  Легендарный премьер Большого театра, опсиание, показатели, статистика
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Назван первый признак рака, который можно увидеть на лице
После смерти Ширвиндта: в Театре Сатиры приняли непростое решение
В семье Евгения Петросяна разразился грандиозный скандал: вот что случилось
Умер актер и режиссер Евгений Басилашвили
В семье Фриске скандал! Шепелев оказался вот кем
Как понять, что болит поджелудочная железа: 5 главных симптомов
Ученые объяснили предназначение клитора
Когда болит во время секса: 6 причин «почему» и что с этим делать
Пять продуктов, которые полезно съедать перед сном пенсионерам
"Очень тяжелое состояние, вплоть до комы": появились пугающие известия об Алле Пугачевой
Что произойдет, если по утрам пить воду натощак
О чем не стоит говорить с мужчиной после секса

Читайте также

15 животных, о существовании которых вы могли не знать, 30 фото
100 сумасшедших свадебных фото, от которых можно порвать живот
11 самых красивых русских девушек
20 фото, которые успокоят даже самого нервного человека
Сонные котики, которые заставят вас улыбнуться, как бы грустно вам ни было
40 знаменитостей, имеющих серьезные хронические заболевания
Знаменитости, которые похудели, похорошели и преобразились до неузнаваемости
Тотальный трэш деревенских свадеб: 20 смешных фото
Когда родители устали: 40 смешных фото
Самые красивые мужчины планеты, 50 фото
И смешно, и плакать хочется: 50 фото королев социальных сетей
Четыре Сестры Фотографировались Каждый Год В Течение 40 лет – Посмотрите, Как Они Выглядят Сегодня!

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2025 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!
Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам.
Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)