Выездной обком устроил коллективный плач по Роману Виктюку. Артист Голубев (не работающий в театре, давно покинувший страну и пишущий «оттуда»), сообщил, что «театр Виктюка — все». Мгновенно этот трагический возглас подхватили «новостники» и вечные комментаторы на любую тему — от фигуранта театральных анекдотов режиссера Житинкина до совсем экзотических персонажей. Плюс устоявшаяся стабильная сетевая компания проклинающих всех тех, кто живет и работает в России.
Тут же обнаружилось, что каждый из этих самозваных учеников и последователей, внезапных ценителей и вновь обретенных покойным мастером «друзей» лично и много общался с Виктюком и каждому Роман Григорьевич втайне подмигнул и что-то такое особое сказал. Даром что никто из печальников не бывал в здании на Стромынке.Сезон закрыт, но на Бронной еще идут репетиции, а я продолжаю работу по формированию программы премьер Сцены «Мельников» сезона-2024/2025.
В сентябре в театре закипит репетиционная работа. Я приступаю к репетициям сразу над несколькими спектаклями. Вся труппа получит возможность интенсивной, интересной, разной работы с разными режиссерами, разными стилями, в разных жанрах. Это вообще правильно и необходимо для современной труппы — быть готовыми отзываться на разные режиссерские задачи, не оставаясь заложниками одной эстетики. В театре очевидно есть прекрасные актеры, и одна из важных задач — дать им новый импульс развития, новые возможности проявления себя. Кстати, мы перезаключаем контракты практически со всеми актерами. Кадровые перестановки в театре, безусловно, будут происходить, они уже происходят, но они не носят масштабного характера. Это точечные изменения и никакой чрезвычайщины ни в кадровом составе, ни в работе с труппой не планируется.
Мы готовим ремонт внутренних помещений, связанный с улучшением условий труда, приведением в порядок гримерок, созданием дополнительных репетиционных площадей. Это потребует времени. Но эта работа уже началась. У нового руководства есть воля, энергия и желание достичь всех целей. В том числе вывести посещаемость театра на должный уровень.
В связи с этим я прокомментирую несколько репертуарных решений.
Сначала цифры продаж. Март-апрель-май 2024 года — 45-50 процентов каждый месяц. Мало. Но достижение и этого показателя связано буквально с «нагоном» зрителей в театр, скидками и просто «сбросом» билетов перед спектаклями. Эти факты — результат анализа состояния дел и работы билетного стола.
Сегодня в репертуаре театра, пожалуй, лишь 35-летние «Служанки» стабильно собирают зал. Однако то, что для человека возраст расцвета, для спектакля — время деменции. Современное качество этого зрелища вне зависимости от идеологии наносит репутационный ущерб в первую очередь автору спектакля. Не нужно иллюзий. «Тот» спектакль нес заряд эстетической энергии, а этот порой просто пародиен по отношению к изначальному зрелищу. Спектакль потерял заряд оригинальности, художественности. Недаром основная аудитория спектакля (как и театра) — в одиночестве приходящие сюда женщины.
Спектакль «Федра». Важный спектакль в творчестве Виктюка, серьезная работа, не потерявшая энергии и цельности. Я могу иметь свое негативное мнение относительно навязчивости решений, связанных с тем, что и Ромео с Джульеттой и многие другие пары влюбленных в спектаклях театра — мальчики. Но отметим: театр завершил жизнь многих подобных спектаклей до меня — того же Шекспира, и «Саломеи», и некоторых других постановок. И никто не заламывал руки. Возвращаясь к «Федре»: мои главные претензии к этому спектаклю связаны даже не с решением, а с тем, что если артисты массовки в полуголом виде изображают древних греков, исполняя довольно изощренный пластический рисунок, то надо следить за своей физической формой. На данный момент массовка спектакля опять же выглядит пародийно. И если отрешиться от «фанатского» извиняющего любые огрехи взгляда, то поклонницам спектакля надо признать: на вазах и барельефах античной Греции не встретить такой дурной физической формы, а фигуры бойцов на них не дрожат от напряжения, поддерживая партнера. И не потому, что это рисунок на вазе, а потому, что тела «тех» греков сильны и скульптурны и легко выдерживают нагрузки — в отличие от «массовочных греков» со Стромынки.
Оставить комментарий