Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Свежие новости

  • Ярмарка Art Russia 2023 в Москве
    Ярмарка Art Russia 2023 в Москве
  • В Бельгии застрелили коллекционера предметов искусства
    В Бельгии застрелили коллекционера предметов искусства
  • Живопись: история, жанры и техники
    Живопись: история, жанры и техники
  • Продолжение сериала "Папины дочки" выйдет осенью этого года
    Продолжение сериала "Папины дочки" выйдет осенью этого года
  • Ерохина поделилась подробностями своей победы на фестивале во Франции
    Ерохина поделилась подробностями своей победы на фестивале во Франции
  • В Минске начались съемки комедии с медвежонком в главной роли
    В Минске начались съемки комедии с медвежонком в главной роли

Listis

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход игра история итоги кино кинофестиваль концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание особенность отказ открытие планы поздравление показ показатели постановка премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль статистика фестиваль фильм юбилей

В мире

Хабенский и Агуреева выступили режиссерами спектаклей о войне

7 февраля 2023 | Рубрика: Театры | Нет комментариев
Хабенский и Агуреева выступили режиссерами спектаклей о войне

Два проекта, посвященные 80-летию Сталинградской битвы, одновременно представили два столичных коллектива — Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета и МХТ им. Чехова. Первый — по роману Константина Симонова «Живые и мертвые» в постановке актрисы Полины Агуреевой. Второй — «Сталинград-Волгоград» по повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», поставленной актером и худруком Константином Хабенским. Мужской и женский взгляд на прошлое, настоящее и будущее. С премьерных показов — обозреватель «МК».

Полина Агуреева в черном невечернем платье выходит к микрофону на сцену Театра им. Гоголя, где вот-вот сыграют «Живые и мертвые», и сообщает, что на предпремьерном показе не будет Николая Чиндяйкина, играющего роль генерал-майора Кузьмича: у актера высокая температура, и поэтому придется пропустить его сцены, делать остановки. Голос у режиссера спектакля какой-то не окрепший, детский, хотя тема, за которую взялась актриса, жесткая. У войны не женское лицо? Посмотрим.

Между тем музыканты занимают места на ступеньках двух лестниц, которые с авансцены поднимаются к заднику и, собственно, являются декорацией. Причем на скрипачах и виолончелистах — не вечерняя, а военная форма: простые гимнастерки, ушанки. Сам Юрий Башмет — в шинели, накинутой на плечи. Из зала не видно звезд на погонах, но по статусу не меньше, чем генерал. Музыка и слова генерала Серпилина (Илья Шакунов).

— …Впереди Сталинград. В ледяной ловушке там сидят 25 немецких дивизий. Сидят и ждут… А чего они могут ждать в окружении? Нашего штурма? Чуда? Гибели? Да всего вместе. Чего они там делают в новогоднюю ночь в своих ледяных норах? Что чувствуют, на что надеются?..

Театр военных действий захватит межлестничный проход, место рядом с музыкантами. Сценическая композиция романа отражает и буквально документальный ход событий, предшествующих самому Сталинградскому сражению, точно описанных Константином Симоновым, их участником, и взаимоотношения героев романа — рядового и высшего состава.

Одна сцена сменяет другую — они выстроены по-военному настолько четко, что трудно поверить, будто это делала женщина. Да, молодая, талантливая актриса, первый раз пробующая силы в режиссуре. Тем более на таком непростом материале. Тем не менее Агуреева подобрала, наверное, единственно верный ключ к нему — реалистичный, дающий представление о том, что происходило в этом страшном котле зимой 1943 года. А он, в свою очередь, удивительным образом позволил провести параллель тех событий с происходящим в настоящее время. И это, пожалуй, самое главное.

Сценическую войну без выстрелов и взрывов, практически не останавливаясь, сопровождает музыка. В ее кажущейся монотонности отражены и зимний пейзаж, опаленный и зачерненный войной, и плач по убитым, по напрасным жертвам… Плач скрипок (их двенадцать) поддержан густым звуком четырех виолончелей. Музыка Валерия Воронова — и фон, и неотъемлемый драматургический элемент постановки.

Постепенно складывается безобразный, нечеловеческий портрет войны, о котором генерал Серпилин говорит:

— Война — не сахар, люди умирают каждый день… Я чувствовал чувство общности со всеми. Чувство вины и стыда. Боль и бешенство за то, что не получается… Кто его знает, может, это и есть чувство Родины. Живое человеческое тело… Незаменимых нет, верно? Но и заменимых тоже нет.

И хотя за час сорок сценического действия можно получить представление, как там было под Сталинградом (какая дивизия с какой соединилась, какие высоты брались, какие приказы отдавались), в повествовании заметными штрихами обозначены темы репрессий, ошибок военачальников и их амбиций, загубивших наших солдат. Присутствует лирическая тема — в лице военврача Овсянниковой (Варвара Насонова) и командира батальона Синцова (Федор Малышев). Надо сказать, что в проекте собраны артисты из разных театров и киноактеры, но работают они как одна команда, что редко случается на проектах, не рассчитанных не репертуар. Замечательная работа и у Ильи Шакунова (генерал-майор Серпилин), Алексея Верткова (командующий армией Батюк), Юрия Беляева (генерал-лейтенант Росляков). Ивана Добронравова, продолжателя театральной династии, пожалуй, впервые я увидела в яркой характерной роли замполита Левашова.

Во время войны Константин Симонов писал: «Война до последнего дня оставалась трагедией. Нам пришлось платить самую дорогую, какую только можно вообразить, цену за победу и за каждый шаг этой победы». После спектакля задаешься вопросом: «Какую цену платит человечество за войны XXI века?..»

Иначе подошли к теме Сталинградской битвы в МХТ им. Чехова. Здесь Константин Хабенский за основу взял фрагменты из повести «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова, который сам был там, все видел своими глазами, все испытал. Самое парадоксальное заключается в том, что не фрагментарно, а полноценно повесть Некрасова была поставлена там же в МХТ экс-худруком Сергеем Женовачем на основной сцене театра. И к дате Сталинградской битвы она пришлась как нельзя кстати, но сезон назад этот серьезный спектакль был снят с репертуара. Его заменила сценическая композиция «Сталинград-Волгоград».

Свою версию, которая и скромнее, и тише, Константин Хабенский начинает именно с Волгограда, точнее, цветного изображения современного города на экране, который сопровождает бодрый голос гида: «Волгоград раскинулся узкой полосой вдоль реки Волги, по разным источникам — на 80–90 километров, являясь, таким образом, вторым по длине городом России. Начнем осмотр с того места, откуда его начинают осматривать многие приезжающие, — с железнодорожного вокзала Волгоград-1…»

По ходу ознакомительной киноэкскурсии по достопримечательностям города на Малую сцену по очереди будут выходить артисты в современных одеждах и усаживаться на скамейки перед экраном, точно они пришли в кинотеатр. Несмотря на современные костюмы и «здешнее» выражение лиц, они, оказывается, предстанут персонажами из прошлого — как будто из окопов Сталинграда. Правда, персонажами больше по тексту, чем по существованию в образах.

Режиссер из всего литературного материала оставил личностные характеристики персонажей, таким образом подчеркнув важность не сколько события, сколько человеческого фактора, обозначив слегка взаимоотношения внутри окопа. «И разные все люди, и жил каждый как-то по-своему, у каждого были свои интересы. Кто-то дома строил, кто-то на сцене выступал, глаголом зажигая сердца. А вот случилось: собрались мы все в этой землянке чужие, незнакомые люди, дома наши где-то далеко…» — сообщает персонаж Артема Волобуева.

Так, в чередовании познавательной части композиции с исторической, пролетает час, актеры подходят к финалу с музыкой Чайковского и новогодним тостом: «Я хочу выпить за то, — произносит артист Волобуев, — чтоб первый Новый год после войны каждый отмечал у себя дома со своей семьей, со своими друзьями, и пусть поскорее он придет». Сегодня это в общем-то традиционное пожелание приобретает особое значение.

Метки записи:  война, мнение, показатели, спектакль, Хабенский и Агуреева

Читайте также

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2023 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!