Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Свежие новости

  • В прокат вышел фильм Marvel «Громовержцы*»
    В прокат вышел фильм Marvel «Громовержцы*»
  • «Евровидение-2025» ждет решения Селин Дион и разбирается с секс-скандалами
    «Евровидение-2025» ждет решения Селин Дион и разбирается с секс-скандалами
  • Глава РФПИ встретился с Оливером Стоуном
    Глава РФПИ встретился с Оливером Стоуном
  • В Москве открылась выставка к юбилею Владимира Васильева
    В Москве открылась выставка к юбилею Владимира Васильева
  • Фильтры для окрасочно-сушильных камер: важность качественной очистки воздуха
    Фильтры для окрасочно-сушильных камер: важность качественной очистки воздуха
  • Умерла актриса театра и кино Элеонора Леви
    Умерла актриса театра и кино Элеонора Леви

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход история итоги кино концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание описнаие опсиание особенность отказ открытие перспективы планы поздравление показ показатели премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль статистика фестиваль фильм юбилей

Горячие деньги

2 ноября 2017 | Рубрика: Литература | Нет комментариев
Горячие деньги

У Достоевского есть одна чрезвычайно знаменитая сцена. В ней женщина, много страдавшая от мужчин, ставит на молодом человеке жестокий психологический эксперимент. Берет несколько пачек с ассигнациями и бросает их в камин. Деньги из камина можно взять, когда они уже загорятся. В ту пору для дворянина это было унижением, а для молодого человека, которого таким образом испытывала Настасья Филипповна Барашкова, —унижением особенным. Он даже упал в обморок.

У русского человека издавна было разделение заработка на стыдный и нестыдный. Действия по выколачиванию из жизни копеечки и сейчас имеют разный оттенок в глазах соотечественников. К примеру, реклама давно перестала быть стыдным делом, но неловким и стыдным делом остается скрытая реклама. К ней давно привыкли потребители кинематографа, фильмы бондианы вообще набиты марками и названиями товаров под завязку, и зритель с этим смирился. Но вот в прозе и журналистике скрытая реклама — как пятно на платке Синей Бороды, которое проступает при каждой стирке. И она раздражает как неловкий обман знакомых.

Были времена, когда какого-то мецената вставляли в повествование добрым, всё устраивающим дядюшкой. Шустовский коньяк в те времена «пролезал» всюду, в бульварном романе героине дарили серьги от известного ювелира. Но 100 лет назад известные октябрьские события привели к тому, что в советской литературе марки перестали нести какой-либо коммерческий смысл. Потом повеял ветер перемен, литература пережила недолгий период миллионных тиражей, и, казалось бы, многое могло перемениться. Но переменилось ли?

Писателю сегодня платят чрезвычайно мало — примерно 10% с издательской цены книги. А это вовсе не та сумма, которую покупатель видит в магазине, потому что продавец в лучшем случае удваивает, а то и утраивает цену. Тиражи книг и вовсе стали небольшими — три тысячи экземпляров, и счастье, коли пять. Никакой рекламный человек в такой книге не закажет упоминания шампуня и колбасы, потому что книга идет к читателю медленно, продается долго, глядь — читатель обнаружил имя ресторана в тексте, а ресторана уже нет, пропал, и на месте его — магазин сантехники.

Нет, многие прилежные читатели детективов помнят, как в каком-нибудь серийном романе сыщик возлюбил куриные котлеты или зачастил в реально существующее кафе. Но это совсем другое: такие серии больше похожи на фабричное производство. У них, как говорили модные французские философы, вовсе нет автора. Не буду никого этим упрекать — мир сложен, и нельзя мерять одними мерками поточное производство и ручную работу.

В России около сотни писателей могут прожить литературным трудом, не служа в разных конторах, не плавая по морям и не занимаясь честным преподавательским трудом. Не очень понятно, какой мотив может быть у богатого даже по мировым меркам человека полезть в камин за деньгами и разменять свою неподкупность на опаленные огнем ассигнации.

Вот когда дело доходит до экранизации — тут да, открываются широкие перспективы. Но это уже дело не литературы, а больших батальонов кинематографии. А у современного сочинителя есть куда большее искушение — написать то, что ожидает от него какая-нибудь группа лиц, или подстроиться к общему потоку. А может, наоборот, страх не понравиться своему окружению заставляет человека слукавить. Литература же такая вещь, что лукавство в ней — будто ложка дегтя в бочке с медом.

Иногда в книгах признанных классиков видишь сомнительное утверждение персонажа-резонера, говорящего совершенно непозволительные ныне вещи, прямой повод к оскорблению чувств верующих или неверующих, национальных групп и прочих сословий. Но тут же обнаруживаешь, что это убеждение классика и он написал это сообразно убеждениям. Никто ему денег в конверте не заносил.

Разные бывали писатели, но представить себе графа Толстого, которому предложили за небольшую денежку написать что-то в пользу судов присяжных или за отмену смертной казни, невозможно. Не говоря уж о том, чтобы рекламировать рисовые котлеты быстрого приготовления.Тонкость в том, что сейчас литератора подкупают несколько иначе. Состоявшийся писатель получает бонусом к гонорарам поездки с оплаченным билетом, статус гостя на международных конференциях, он читает лекции и ведет передачи. И этот бонус чаще всего многократно превышает гонорары.

Метки записи:  деньги, обсуждение, писатели, прогнозы
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2025 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!
Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам.
Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)