Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Свежие новости

  • "Дядя Ваня" в версии Дениса Азарова - на сцене МХТ им. Чехова
    "Дядя Ваня" в версии Дениса Азарова - на сцене МХТ им. Чехова
  • Русский музей отметит 125-летие со дня открытия специальной программой
    Русский музей отметит 125-летие со дня открытия специальной программой
  • Россия станет почетным гостем XXX Минской международной книжной выставки-ярмарки
    Россия станет почетным гостем XXX Минской международной книжной выставки-ярмарки
  • Умер концертмейстер Большого театра Владимир Пушечников
    Умер концертмейстер Большого театра Владимир Пушечников
  • Выпускник Кабардино-Балкарской мастерской Сокурова снял фильм на родине
    Выпускник Кабардино-Балкарской мастерской Сокурова снял фильм на родине
  • Критики назвали сильные и слабые стороны сиквела "Джона Уика" с Ривзом
    Критики назвали сильные и слабые стороны сиквела "Джона Уика" с Ривзом

Listis

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход игра история итоги кино кинофестиваль концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание особенность отказ открытие планы поздравление показ показатели постановка премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль статистика фестиваль фильм юбилей

В мире

«Гамлет» Оливера Фрлича на фестивале NET

24 ноября 2015 | Рубрика: Театры | Нет комментариев
«Гамлет» Оливера Фрлича на фестивале NET

На фестивале NET, проходящем при поддержке Фонда Михаила Прохорова и департамента культуры Москвы, показали «Гамлета», поставленного Оливером Фрличем в Молодежном театре Загреба. Рассказывает АЛЛА ШЕНДЕРОВА. «Вывести театр за пределы безопасности» — так формулирует свое кредо Оливер Фрлич. 39-летний хорват считается главным театральным провокатором всей бывшей Югославии. Его наперебой приглашают на постановки в Западную Европу, а дома, в Хорватии, он получает письма с угрозами. Каждый спектакль Фрлич начинает с разговора о своей распавшейся на части стране, а приходит к размышлениям об агрессивно-инфантильной природе современного человечества. В недавнем «Комплексе Ристича», ставшем гвоздем последнего Белградского интернационального фестиваля (БИТЕФ), он представил Югославию в виде карты, на шесть частей которой (столько республик входило в состав СФРЮ) по ходу действия мочились участники спектакля. «Они делали это не потому, что я не уважаю страну, а потому, что я против государства и его давления» — примерно так объяснял Оливер Фрлич в Москве во время встречи с русскими зрителями после «Гамлета».

На первый взгляд по сравнению с рассказами очевидцев (Фрлич приехал в Россию впервые) его «Гамлет» — зрелище куда более спокойное и простое, чем, скажем, тот же «Комплекс Ристича», который автору этих строк довелось посмотреть в кипящем от страстей зале БИТЕФ. Но это только кажется. Оттолкнувшись от слов Гамлета о том, что «на брачный стол пошел пирог поминный», и от его же реплики об убитом Полонии, который пребывает на ужине — «на таком, где ужинает не он, а где едят его», режиссер превратил действие в трапезу: герои сидят за столом и тщательно пережевывают мясо. Вообще-то эти царственные особы ведут себя довольно по-свински — в прологе, то бишь на поминках по старому Гамлету, даже вскакивают на стол, извиваясь под жаркий балканский рок, но, впрочем, быстро опоминаются под мрачным взглядом долговязого официанта Гамлета. Актеров всего девять — у каждого, кроме Гамлета (Крешимир Микич), по несколько ролей. Что тот солдат, что этот — история власти движется от предательства к предательству, от убийства к убийству. Клавдий (Сретен Мокрович) мгновенно превращается в тень Гамлета-старшего, который, по всей видимости, был тем еще мурлом, завладевшим страной после убийства старшего Фортинбраса. Не важно, кого в данный момент играет рыжая красотка Нина Виолич — Офелию или Гертруду, важно, что обе пытаются приласкать Гамлета: чтобы размяк и был не так опасен. Люди делятся на совсем небольшое число типов и действуют как заведенные механизмы — в рамках давно наезженной колеи. И лишь долговязый хмурый Гамлет не ест, а только курит. Как такого не предать — он же портит всю игру. Вот Горацио (Горан Богдан) и предает его, обведя сначала глазами ряды зрителей. Стол, за которым сидят актеры, стоит в центре зала, а публика сидит по четырем сторонам, как на ринге. И, как в спорте, сразу видит, на чьей стороне сила. До поры непонятным остается только персонаж, которого играет Миливой Беадер: он нарезает карманным ножом мясо и ест, пока внушительная гора костей на тарелке не напомнит про знаменитый антивоенный перформанс Марины Абрамович. Потом он встанет и привычным жестом заломит Гамлету руки — чтобы Розенкранцу с Гильденстерном было удобнее макать его головой в таз: так проходит допрос после убийства Полония. Потом он выроет могилу Офелии, а потом вместо монаха прочтет над ней молитву.

Сократив, но практически не поменяв текст Шекспира, Фрлич в какой-то степени ставит спектакль о себе: о том, например, как его постановки отвергает сегодняшнее хорватское общество — слишком резкие, неприятные темы он предлагает. Вот и его Гамлет за полтора часа спектакля ломает все ритуалы, душит, не в силах вынести ее сумасшествия, Офелию (остальные спокойно за этим наблюдают — она же сумасшедшая, зачем ее защищать), превращает похороны в драку. И в конце концов так надоедает партнерам, что они, как бывает с детьми, когда кто-то один портит привычную игру, дружно хватают его, кладут на стол — и ожившая Офелия-Гертруда перерезает ему карманным ножом горло. Так, что в крови вымазываются все.

Как когда-то Набоков в «Приглашении на казнь», Фрлич показывает механизм самосохранения человеческого стада, отторгающего индивидуальность. Изгонять или убивать такую белую ворону непременно надо всем миром, чтобы подельниками стали все. А если подельниками стали все и жертва уже перестала дергаться, то получается и преступления не было. И только тут понимаешь, почему Фрлич посадил публику вокруг стола. Не для сопереживания, а для соучастия.

Метки записи:  NET, Гамлет, итоги, премьера, фестиваль

Читайте также

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2023 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!