Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Свежие новости

  • Актер Евгений Стеблов: «Раневская была очень одинокой»
    Актер Евгений Стеблов: «Раневская была очень одинокой»
  • В Москве прошла звездная премьера сериала "Раневская"
    В Москве прошла звездная премьера сериала "Раневская"
  • Стихи от Евгения Язова
    Стихи от Евгения Язова
  • Какая неизлечимая болезнь у актрисы Валерии Ланской?
    Какая неизлечимая болезнь у актрисы Валерии Ланской?
  • Умер создатель образов кота Леопольда и Крошки Енота Вячеслав Назарук
    Умер создатель образов кота Леопольда и Крошки Енота Вячеслав Назарук
  • Покупка товаров для ручной работы
    Покупка товаров для ручной работы

Listis

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход игра история итоги кино кинофестиваль концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание особенность отказ открытие планы поздравление показ показатели постановка премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль статистика фестиваль фильм юбилей

В мире

«Дидона и Эней» в Большом театре

9 декабря 2019 | Рубрика: Театры | Нет комментариев
«Дидона и Эней» в Большом театре

На Новой сцене Большого театра состоялась премьера оперы Генри Перселла «Дидона и Эней» в постановке режиссера Венсана Уге. Спектакль, выпущенный в копродукции с фестивалем в Экс-ан-Провансе (где он шел летом прошлого года),— первое обращение Большого к одному из величайших произведений не только английского, но и европейского барокко. Обращение своевременное, но удачное в лучшем случае наполовину, считает Сергей Ходнев.

«Ромео не было, Эней, конечно, был»,— уверенно писала Ахматова, отношения которой с оперой Перселла сами по себе большой литературно-музыкальный сюжет. Спектакль Венсана Уге такой уверенности не внушает. Фактически-то Эней здесь, конечно, есть (в премьерном составе его пел южноафриканский лирический баритон Жак Имбрэйло), но это не «человек судьбы» со своим фатумом, неподъемной миссией, муками и вынужденным злодейством, а пустое место. Нелепый Аника-воин в галифе, так неловко и немотивированно вовлеченный в действие, что остается решительно непонятным, отчего внезапный отъезд из Карфагена этого облака в штанах нанес Дидоне такую рану, что она умирает, выпив яд.

Остается предположить, что сама трагическая любовная коллизия режиссера не сильно-то и интересовала. И действительно, «Дидона и Эней» в версии Уге нагружены массой актуальной проблематики, есть и ситец, и парча — girl power, страдания беженцев, гендерное насилие. Справедливо побоявшись, что сам довольно компактный перселловский текст может оказаться маловат для настолько обширной повестки дня, режиссер решил вынести ее главные тезисы в пролог. Некая «женщина с Кипра» (бурятская актриса Сэсэг Хапсасова) исполняет написанный писательницей Мейлис де Керангаль монолог, где излагается со всеми вышеуказанными обертонами история бегства Дидоны из Тира, ее воцарения в Карфагене, ее черной неблагодарности по отношению к поддержавшим ее женщинам-переселенкам и, наконец, появления Энея.

Идеи даже и понятные: сделать Дидону амбивалентной фигурой, вывести на первый план мятежную карфагенскую общественность, придать событиям колорит какого-то неблагополучного нынешнего Средиземноморья (единственная декорация работы Орели Маэстр изображает старую портовую стену из желтоватого камня, напластование античных и средневековых фрагментов). Но музыка Перселла слишком концентрированная, слишком точеная, слишком скупая на длинноты; чтобы насытить «Дидону и Энея» (при их-то стремительности действия и часовом хронометраже!) произвольными смыслами, нужен режиссерский талант поосновательнее, чем обнаруживает спектакль Уге. Как следствие, впопыхах разыгрывающиеся пантомимные дополнения (вроде народного движения под флагом с финикийской буквой «алеф» или девушки-бунтарки, которую опять же ни к селу ни к городу подстреливает Эней) только запутывают действие. И в этой путанице даже Дидона, величаво спетая Анной Горячевой, теряется на фоне прочих несообразностей вроде бесстильной Колдуньи (Гаяне Бабаджанян) или жирного звучания хора.

Самое солидное в новой премьере — ведомый Кристофером Мулдсом оркестр. До высот волюнтаризма дело не доходит (никто не импровизирует, скажем, «гитарную чакону», прописанную в либретто, но отсутствующую в партитуре), но колоритные интервенции налицо. В финал второго акта вставлен действительно уместный там хорнпайп из «Королевы фей», гнев стихий изображается грохотом большого барабана и железного листа и завываниями ветряной машины, один из танцев несколько неожиданно украшается стуком кастаньет.

Не то чтобы по инструментальному качеству эту «Дидону» немедленно стоило бы ставить в один ряд с аутентистской аристократией — ну так в яме и сидят штатные оркестранты Большого, у которых теперь есть некоторый генделевский опыт, но с оперой XVII века им прежде иметь дела не приходилось. Надо, впрочем, сделать оговорку: учитывая огромный удельный вес генерал-басового аккомпанемента в перселловской опере, музыкантов для basso continuo пригласили со стороны — три лютни плюс гитара (Ася Гречищева, Олег Бойко, Андрей Чернышов), виола да гамба (Григорий Кротенко) и два клавесина (Мария Шабашова и сам дирижер). Однако общий результат показывает, что это хоть компромиссная, но вполне рабочая модель, с которой можно попробовать замахнуться, пожалуй, даже и на Монтеверди. Желательно с другим режиссером.

Метки записи:  Дидон, мнение, планы, прогнозы, Театр, Эней

Читайте также

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2023 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!