Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Свежие новости

  • Ярмарка Art Russia 2023 в Москве
    Ярмарка Art Russia 2023 в Москве
  • В Бельгии застрелили коллекционера предметов искусства
    В Бельгии застрелили коллекционера предметов искусства
  • Живопись: история, жанры и техники
    Живопись: история, жанры и техники
  • Продолжение сериала "Папины дочки" выйдет осенью этого года
    Продолжение сериала "Папины дочки" выйдет осенью этого года
  • Ерохина поделилась подробностями своей победы на фестивале во Франции
    Ерохина поделилась подробностями своей победы на фестивале во Франции
  • В Минске начались съемки комедии с медвежонком в главной роли
    В Минске начались съемки комедии с медвежонком в главной роли

Listis

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход игра история итоги кино кинофестиваль концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание особенность отказ открытие планы поздравление показ показатели постановка премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль статистика фестиваль фильм юбилей

В мире

Благородный танцор

6 ноября 2015 | Рубрика: Музыка, Театры | Нет комментариев
Благородный танцор

На 89-м году жизни от ишемического инсульта в московской больнице скончался Лев Голованов — педагог, балетмейстер, репетитор и великий танцовщик. Он прожил долгую, счастливую и содержательную жизнь, ни секунды не ощущая себя пенсионером: еще совсем недавно вел репетиции в ансамбле Моисеева, отдаваясь педагогическому делу с той безоглядной отдачей, которую Игорь Моисеев привил всем, кто проработал с ним хотя бы сезон. А Лев Голованов прослужил ансамблю и Моисееву всю свою жизнь: пришел в труппу 16-летним, в 1943-м, в разгар войны, недоучившись в балетной школе. Впрочем, перфекционизм не позволил будущему народному артисту СССР остаться без диплома: училище при Большом театре он окончил в 1947-м, уже в статусе первого солиста главного ансамбля страны.

Статус — неточное слово. В те времена его использовали редко, особенно в ансамбле Моисеева, тогда юном и немноголюдном. Иерархии в тогдашней труппе не было — солисты, не чинясь, вставали в кордебалет. Для Льва Голованова исключений не делалось. Но этот прирожденный премьер в каком-нибудь массовом «Жоке» сиял так ярко, что поневоле отправлял на периферию и остальных 23 участников танца, и сам зажигательный молдавский пляс. Рослый красавец брюнет с белозубой улыбкой и королевской осанкой, он был чуть ли не единственным подлинным «героем-любовником» советского балета по меньшей мере три десятилетия. Секс-символом, сказали бы сейчас: женщины в зале замирали, едва он появлялся на сцене, и рыдали, когда он с нее уходил, провожаемый землетрясением аплодисментов. Богатые иностранки ездили за ним из страны в страну, благо ансамбль гастролировал много: такой обольстительной и скромной мужественности не знал не только советский, но и мировой балет.

Благородство его танца превращало в высокую классику любой народный пляс, любой крестьянский сюжет. В «Хитром Макану» его робкий селянин, не умеющий объясниться в любви, выглядел графом Альбертом, не находящим нужных слов для общения с пейзанкой. Его белоснежный витязь в монгольском «Цаме», в серии боев побеждавший разнообразную нечисть, выглядел материализованным видением, воплощенным мировым добром. Советский партизан, прыгающий с шашкой наголо, сорвав шапку после трюка, превращался в генерала голубых кровей, а Цыган распахивал руки и мчался за цыганкой так страстно и безоглядно, что заменял советским зрителям всех Зорро, Фанфанов и прочих героев плаща и шпаги.

Лев Голованов танцевал долго: еще в начале 1980-х можно было увидеть его в «Гаучо» — мощного, тяжеловатого, по-прежнему красивого, с той же неотразимой и чуть застенчивой белозубой улыбкой. Отважно ломая щиколотки и колени в заковыристых выстукиваниях, он, конечно, не выглядел аргентинским пастухом — вылитый плантатор, по барской прихоти решивший посоревноваться со своими работниками.

Сценическое долголетие ему обеспечили не только талант и не только сказочные внешние данные. Он был феноменально работоспособен и педантичен в отделке своих партий. Ничего случайного, ничего произвольного: каждый «спонтанный» жест, каждый «непосредственный» поворот, каждая «нечаянная» улыбка отрабатывались в зале столь же скрупулезно, что и сложнейшие технические фиоритуры. Он умел добиваться совершенства, не пытаясь работать на обаянии и не давая себе спуску, и потому проницательный Моисеев уже в 1953 году сделал 26-летнего артиста своим ассистентом и репетитором.

Работать с Головановым было непросто: с адским терпением он часами добивался от артистов того же, чего в свое время требовал от себя, и искренне не понимал, почему они не могут воспроизвести то, что он показывает. Творческий — балетмейстерский — потенциал в авторском ансамбле Моисеева Голованов реализовать не пытался, зато исправно поставлял номера для «Сувенира» — полународного-полуэстрадного ансамбля свой жены, Тамары Головановой.

Живая летопись ансамбля Моисеева, он держался со скромным достоинством: не лез к молодежи с воспоминаниями и как бы не замечал своей исключительной роли в этом исключительном коллективе. Его, собственно, никто особо ни о чем и не расспрашивал. Всем казалось, что он вечен — еще успеется, и время для всех вопросов еще обязательно как-нибудь найдется, а пока лучше его не терять и репетировать дальше.

Метки записи:  балетмейстер, Лев Голованов, причины, смерть, танцор

Читайте также

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2023 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!