Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Тест: достаточно ли вы спите?
Врач назвала способ справиться с недержанием мочи
Что добавить в бассейн, чтобы вода не зеленела: обзор средств и способов очистки
Защищают от инсульта: врач Галкин назвал сельдь среди продуктов для хорошего кровоснабжения мозга
Врач назвал способ узнать о сексуальных пристрастиях по состоянию рта

Свежие новости

  • В Сочи представили сделанную в 1940-е раритетную коллекцию мультфильмов
    В Сочи представили сделанную в 1940-е раритетную коллекцию мультфильмов
  • Прощальный танец в подводной лодке: в Мурманске поставили спектакль о родном городе
    Прощальный танец в подводной лодке: в Мурманске поставили спектакль о родном городе
  • Валерий Николаев рассказал о перевоплощении в деда и правильных актерских капризах
    Валерий Николаев рассказал о перевоплощении в деда и правильных актерских капризах
  • В прокат вышел фильм Marvel «Громовержцы*»
    В прокат вышел фильм Marvel «Громовержцы*»
  • «Евровидение-2025» ждет решения Селин Дион и разбирается с секс-скандалами
    «Евровидение-2025» ждет решения Селин Дион и разбирается с секс-скандалами
  • Глава РФПИ встретился с Оливером Стоуном
    Глава РФПИ встретился с Оливером Стоуном

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход история итоги кино концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание описнаие опсиание особенность отказ открытие перспективы планы поздравление показ показатели премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль статистика фестиваль фильм юбилей

Артхаус на экспорт: почему Иран возлагает большие надежды на национальное кино

19 сентября 2016 | Рубрика: Кино | Нет комментариев
Артхаус на экспорт: почему Иран возлагает большие надежды на национальное кино

Иранский кинематограф — поистине парадоксальное явление. Формула его успеха не может не удивлять: авторитарный режим плюс цензура равняется одному из лучших в мире кино.

Иранский кинематограф — один из лучших в мире. Это факт, признанный многими известными мировыми кинокритиками и жюри ведущих международных кинофестивалей, где почти ежегодно призерами становятся фильмы иранских режиссеров. Так, в мае этого года на Каннском фестивале фильм «Торговец» иранского режиссера Асгара Фархади получил приз за лучший сценарий. В 2015 году на Берлинском кинофестивале главный приз «Золотой медведь» получил фильм «Такси» Джафара Панахи. В 2012 году работа Асгара Фархади «Развод Надера и Симин» получил первый в Иране Оскар как лучший фильм на иностранном языке. Годом ранее в 2011 году эта же кинокартина стала триумфатором Берлинского кинофестиваля, получив пять наград, включая главный приз фестиваля.

Список наград иранского кино на международных фестивалях можно продолжать и дальше. Однако факт остается фактом — с конца 1990-х (триумф кинокартины «Вкус вишни» режиссера Аббаса Киаростами на Каннском фестивале в 1997 году) и до наших дней ни один международный кинофестиваль не обходится без иранских фильмов. А имена таких иранских режиссеров, как Аббас Киаростами, Мохсем Махтальбар, Маджид Маджиди, Джафар Панахи, Асгар Фархади и других, уже сейчас заняли свои почетные места в истории мирового кинематографа.

Иранское кино стало главным культурным феноменом конца XX — начала XXI вв. Мир открыл для себя другой Иран — не страну с жестким авторитарным режимом, где повсеместно нарушаются права человека и по многим преступлениям мера наказания — смертная казнь, а страну с богатой культурой, где важное место отводиться маленькому человеку с его проблемами и переживаниями.

Примечательно, что до победы Исламской революции в 1979 году иранское кино было меньше всего похоже на современный артхаус, а скорее напоминало фильмы из Болливуда.

Однако после смены режима в 1979 году была введена жесткая цензура. В течение первых четырёх лет существования Исламской Республики 1956 из 2208 фильмов иранского производства былизапрещены. Цензура действует и сейчас: в Иране нельзя показывать насилие, какие-либо проявления сексуального характера, нельзя критиковать режим и религию и т.п. За киноиндустрией в целом и за соблюдением цензуры в частности внимательно следит Министерство культуры и исламской ориентации. Оно решает, какие фильмы финансировать, а какие нет, какие отправлять на международные фестивали, а какие и вовсе запрещать.

Тем не менее, по мнению многих экспертов в области кино, именно жесткая цензура придает иранскому кинематографу свою особенность. Цензура заставляет местных режиссеров, в отличие от их западных коллег, искать свои уникальные методы передачи на экране тех или иных проявлений межличностных отношений. К другим факторам успеха иранского кино причисляют полную государственную поддержку и отсутствие конкуренции со стороны западного кинематографа — в иранском прокате нет голливудских фильмов.

TASS Изначально руководство Ирана внимательно следило за киноиндустрией, как и за другими сферами культуры, по банальным причинам, чтобы не допустить «идеологически неверных» культурных проявлений. В первые послереволюционные годы даже шли разговоры о полном запрете кино как западной формы искусства, чуждой мусульманскому обществу. Вдокладе «Цензура в культуре Ирана» отмечается, что иранское правительство стало поддерживать национальный кинематограф после того, как поняло, что кино можно использовать в качестве орудия пропаганды «духовных скреп» нового режима. Авторы доклада также отмечают еще одну особенность взаимоотношений руководства страны с киноиндустрией: по сравнению с другими сферами культуры иранский кинематограф менее всего подвержен контролю со стороны властей.

Мировой интерес к иранскому кинематографу был взят на вооружение властями страны.

В среднем после Исламской революции и до настоящего времени Иран каждый месяц отсылает около 65 представителей киноиндустрии на международные мероприятия. Иранское авторское кино постепенно становится брендом страны, инструментом «мягкой силы», как йога в Индии или мода во Франции.

В нынешних политических условиях, когда руководство Ирана, представленное реформаторами в лице президента Хасана Роухани, проводит курс на нормализацию отношений со странами Запада после достижения соглашения по иранской ядерной программе, спрос на иранский артхаус как никогда велик и власти страны возлагают большие надежды на его продвижение за рубежом. Хотя большинство фильмов иранских режиссеров затрагивают негативные аспекты жизни в стране — бедность, социальное неравенство, тяжелое положение женщин и т.п., они все же не показывают тот образ Ирана, который создают западные СМИ (режим, который беспощаден ко всем несогласным и который мечтает создать атомную бомбу, чтобы уничтожить Израиль и т.п.). Более того, позитивный образ стране придают сами иранские режиссеры, принимающие участие в фестивалях. Перед европейцами предстают образованные интеллигентные люди, а не религиозные фанатики, какой многим на Западе представляется иранская элита.

Тем не менее не все так позитивно во взаимоотношениях кинематографа и власти. В Иране существует негласное деление на фестивальное кино и кино для внутренней аудитории. Как правило, фестивальное кино, которое становится призерами на международных конкурсах, не выходит в широкий прокат в самом Иране, а то и вовсе запрещено. Это касается фильмов известного режиссера Джафара Панахи. Сам Панахи в 2011 году был приговорен к шести годам тюремного заключения за «антииранскую пропаганду». Ему также запрещено в течение 20 лет снимать фильмы и выезжать за рубеж.

Режиссер был арестован после того, как начал работу над фильмом о «зеленом движении» в Иране. Напомним, что «зеленое движение» — это протестное движение, образовавшееся в Иране после президентских выборов 2009 года, когда победу одержал представитель консервативного клана в иранской политике Махмуд Ахмадинежад. По мнению сторонников движения, выборы были проведены нечестно с массовыми нарушениями. Со временем протестный пыл «зеленого движения» сошел на нет. Самых активных его членов арестовали, менее активных отчислили из вузов и уволили, а само движение назвали проделкой западных сил. Другой известный иранский режиссер Асгар Фархади, поддержавший «зеленое движение», избежал ареста, но стал объектом травли властей. Особенно после того, как привлек мировое внимание к своей персоне, став обладателем первой премии «Оскар» в истории иранского кинематографа.

Запад по-прежнему внимательно следит на судьбой Джафара Панахи, который продолжает находиться под домашнем арестом, что, впрочем, не мешает ему снимать фильмы, которые потом тайно вывозят из страны. В 2015 году его тайно вывезенный фильм «Такси» получил главный приз Берлинского фестиваля.

Нынешнее руководство Ирана, в отличие от его консервативных предшественников, более лояльно относится к «инакомыслию» известных режиссеров, понимая их значение для страны, а также ту негативную огласку, которую может оказать давление на представителей киноиндустрии в западных СМИ. Такое отношение вполне объяснимо, учитывая, что сейчас пострадавшая от многолетних санкций экономика Ирана как никогда нуждается в иностранных инвестициях и западных технологиях.

Метки записи:  Артхаус, Иран, кино, надежды, экспорт
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Сколько помидоров можно съедать ежедневно: кое-кому от них вообще лучше отказаться
Что будет, если не крестить младенца: священник объяснил
Врач назвал продукты, которые могут омолодить мозг
Норма изменилась: каким должно быть давление у пожилых людей
Сексолог назвала способ пробудить желание заниматься сексом
Убийца суставов. Елена Малышева рассказала, кому этот вид зелени категорически противопоказан

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2025 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!
Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам.
Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)