Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Свежие новости

  • В новом саундтреке Земфира положила мобилизацию на тревожную ноту
    В новом саундтреке Земфира положила мобилизацию на тревожную ноту
  • В Москве проходит выставка-форум "Уникальная Россия"
    В Москве проходит выставка-форум "Уникальная Россия"
  • Актер Евгений Стеблов: «Раневская была очень одинокой»
    Актер Евгений Стеблов: «Раневская была очень одинокой»
  • В Москве прошла звездная премьера сериала "Раневская"
    В Москве прошла звездная премьера сериала "Раневская"
  • Стихи от Евгения Язова
    Стихи от Евгения Язова
  • Какая неизлечимая болезнь у актрисы Валерии Ланской?
    Какая неизлечимая болезнь у актрисы Валерии Ланской?

Listis

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход игра история итоги кино кинофестиваль концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание особенность отказ открытие планы поздравление показ показатели постановка премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль статистика фестиваль фильм юбилей

В мире

Анна Тереза Де Керсмакер в Парижской опере

29 октября 2015 | Рубрика: Театры | Нет комментариев
Анна Тереза Де Керсмакер в Парижской опере

В Opera Garnier состоялась премьера вечера Анны Терезы Де Керсмакер. Бельгийский хореограф подарила французской труппе три балета из своего «золотого фонда» 1980-1990-х годов: Quatuor N4 на музыку Белы Бартока, Die Grosse Fuge Людвига ван Бетховена и Verklarte Nacht Арнольда Шенберга. Рассказывает МАРИЯ СИДЕЛЬНИКОВА.

В историю танца XX века бельгийка Анна Тереза Де Керсмакер вошла как создательница так называемых танцевальных концертов. В ее спектаклях музыка, причем наименее приспособленная для танца,— начало начал: она инициирует движение, выстраивает драматургию и определяет характеры. Программа на музыку Бартока, Бетховена и Шенберга целиком перенесена в Парижскую оперу из Королевского оперного театра в Брюсселе, и это классическая Де Керсмакер — без заигрываний с концептуальностью, без спорных экспериментов со сценическими формами, текстами и современными музыкантами.

В Quatuor N4 (1986) на музыку Струнного квартета N4 Бартока сцену делят четыре музыканта и четыре танцовщицы, одетые в черные грубые ботинки, свободные блузки и юбки, игриво взлетающие при малейшем прыжке или вращении. Диалог начинает танец: в тишине девушки синхронно повторяют вполноги простые связки, как бы заучивая их. Раскол в гармоничной четверке случится с первыми нотами. С каждой музыкальной сменой, а их пять, меняется и характер движения. Например, банальный повседневный жест — пройтись руками по волосам — может звучать и меланхолично, и агрессивно, и сексуально. То же самое и финальная игра с юбками: сверкать голыми бедрами в белых трусах можно с воинственностью амазонки, а можно и с наивностью школьницы. Молодые артистки труппы предпочли второй вариант — и упустили многие стилистические нюансы.

Убедительнее выглядит Die Grosse Fuge (1992). Композиция спектакля четко выстроена в соответствии с бетховенской Большой фугой си-бемоль мажор для струнного квартета: одному голосу, повторяющему заданную тему, соответствует один танцовщик. Все артисты в тесных мужских костюмах. Каждый не покидает отведенного ему пространства и зубрит хореографическую фразу до тех пор, пока она не теряет смысла, становясь неузнаваемой. Дольше нескольких секунд тело не может продержаться в вертикальном положении и, сгруппировавшись, рушится на пол. Он — единственная точка опоры, других нет. Нет полета, нет и гармонии: конечности, зажатые в строгие костюмы, как в тиски, вылезают в непредсказуемых и неудобных направлениях. Доведя этот дискомфорт до предела — так, что он передается даже зрителю, Де Керсмакер сбавляет обороты: теперь на пол летят пиджаки, а тело с каждым движением обретает все больше свободы, чтобы в финале вырваться в мощный прыжок.

Последний спектакль вечера — «Просветленная ночь» (1995) на музыку одноименного струнного секстета Арнольда Шенберга. Он сочинил его еще до своего поворота к додекафонии, и это музыка «нахально романтическая», как охарактеризовала ее Де Керсмакер. Есть у нее и литературный первоисточник — поэма немца Рихарда Демеля о ночной прогулке молодой пары в лесу, во время которой женщина объявляет своему возлюбленному, что ждет ребенка, но не от него. Мужчина, как и требует того романтический жанр, все принимает и прощает. Истории, а тем более такие сентиментальные,— совсем не материал Де Керсмакер. В тот вечер на сцене хотелось оставить только одну балерину — вернувшуюся после годового декретного отпуска Мари-Аньес Жилло. В крупном рельефном мощном теле Жилло поразительным образом уживаются уязвимость и сила, и балерина так умно умеет манипулировать им в танце, что ей достаточно заломить длинную руку — в этом естественном жесте будет в разы больше отчаяния, чем во всех самоотверженных «лягушках» ее партнерш по сцене.

Метки записи:  балет, особенность, Парижская опера, постановка

Читайте также

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2023 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!