Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Свежие новости

  • В прокат вышел фильм Marvel «Громовержцы*»
    В прокат вышел фильм Marvel «Громовержцы*»
  • «Евровидение-2025» ждет решения Селин Дион и разбирается с секс-скандалами
    «Евровидение-2025» ждет решения Селин Дион и разбирается с секс-скандалами
  • Глава РФПИ встретился с Оливером Стоуном
    Глава РФПИ встретился с Оливером Стоуном
  • В Москве открылась выставка к юбилею Владимира Васильева
    В Москве открылась выставка к юбилею Владимира Васильева
  • Фильтры для окрасочно-сушильных камер: важность качественной очистки воздуха
    Фильтры для окрасочно-сушильных камер: важность качественной очистки воздуха
  • Умерла актриса театра и кино Элеонора Леви
    Умерла актриса театра и кино Элеонора Леви

Listis

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход история итоги кино концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание описнаие опсиание особенность отказ открытие перспективы планы поздравление показ показатели премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль статистика фестиваль фильм юбилей

В мире

Аки Каурисмяки в фильме про беженца снова воззвал к человечности

15 февраля 2017 | Рубрика: Кино | Нет комментариев
Аки Каурисмяки в фильме про беженца снова воззвал к человечности

Чем ближе к финалу, тем яснее новейшая установка Берлинского фестиваля в годину мирового кризиса: утешение, поиски еще уцелевших крупиц гуманизма, попытки дать надежду. Словно кино пытается вернуться к голливудскому опыту 30-х годов, когда фильмы спасали от депрессии. Даже всесветный и не вполне адекватный успех мюзикла «Ла-ла Ленд» теперь объясняют инстинктивным стремлением людей сбежать от пугающей реальности в киносказку — на берлинском кинорынке уже объявлено о триумфальном возвращении жанра мюзикла и новых амбициозных музыкальных проектах. Триумфатором же главного конкурса обещает стать фильм Аки Каурисмяки «По ту сторону надежды», вторая часть его «трилогии портового города», начатой фильмом «Гавр», а по жанру — виртуозный баланс между комедией абсурда в стиле Роя Андерссона и утешительной сказки в духе Фрэнка Капры. В «Гавре» рядовые французы вступали в комический заговор, чтобы укрыть от французских властей мальчонку-беженца из Черной Африки — естественное добро побеждало неумолимый закон. В новом фильме на помощь беженцу приходят горячие финские парни.

Молодой сириец Халед (выразительный дебют сирийского актера и режиссера Шервана Хаджи) нелегально прибывает в Хельсинки в машинном отделении грузового судна в куче угля. Он из разбомбленного Алеппо, где погибла вся его семья, кроме любимой сестренки — он ее хочет найти, получив убежище в гостеприимной Финляндии. Финские власти корректно и согласно закону дают ему пинка под зад, и человек, который хотел быть законопослушным, становится нелегалом. Ему придется испытать кулаки местных скинхедов, прятаться под мостами и спать на улице, пока его не найдет во дворе своего захудалого ресторана второй главный герой фильма — мелкий торговец Викстрем, почти такой же авантюрист-бедолага, купивший этот ресторан на выигрыш в покер.

Надо сказать, что весь этот несложный сюжет Каурисмяки расцвечивает немыслимым количеством рекордно лаконичных, но незабываемых сценарных, композиционных и актерских скетчей. Подробности драматического развода Викстрема, а потом — борьбы безнадежного ресторана за выживание, волшебные его превращения из японского заведения с суши в индийское с тандури, и вершина кулинарного мастерства — магазинная коробка сардин на тарелке со «сложным гарниром» — все это придумано и лукаво, и смешно, и с огромной любовью к этому невозможному миру. Характерные для режиссерской манеры Каурисмяки невозмутимость персонажей, скупость мимики и как бы замороженных движений делают обычный человеческий быт нескончаемым театром абсурда. Но абсурда особого рода: именно в парадоксальных поступках героев вдруг прорываются такое чаплинское сочувствие, что зрительный зал, почувствовав это тепло, едва ли не на каждый кадр отзывается заговорщицким понимающим смехом. Герои с обочины жизни сплачиваются на экране, чтобы помочь человеку в беде, — и в зале начинается ответный «соборный эффект»: зрители объединяются в некое сообщество, готовое дружно сочувствовать, смеяться и горевать вместе с героями. Наверное, эту магию фильмов Каурисмяки можно было бы назвать старомодной, принадлежащей скорее эпохе наивных «сладких грез» 30-х, чем нашему времени циников. Но она совершенно неодолима, и зал подчиняется ей мгновенно и охотно: соскучился. Поэтому категории «нравится — не нравится» к картинам Каурисмяки не подходят: их просто любят, как родных.

Аки Каурисмяки о проблеме современного гуманизма

Главной темой пресс-конференции после показа фильма «По ту сторону надежды» была, конечно, ситуация, сложившая в Европе вследствие прибытия миллионов беженцев. Режиссер с улыбкой сказал, что своим фильмом хотел бы изменить «не установку зрителей, а просто весь мир, но первым делом — Европу. А затем Азию. Ну и, конечно, финнов. Может, мне это удастся, может — нет. 20 тысяч иракцев приехали за последние годы в маленькую Финляндию, и финны стали ощущать себя в состоянии войны. Стали бояться, что у них украдут машину или подбросят бомбу. И мне не понравился этот настрой моих земляков. Конечно, кино не может менять развитие событий в жизни. Однако пусть хотя бы три человека, которые этот фильм посмотрят, подумают о том, что и они могут когда-нибудь оказаться в роли беженцев…»

Кто-то из журналистов спросил об угрозе исламизации Европы — режиссер лукаво не понимал, о чем речь: «Исландизация Европы? О чем вы? Да, Исландия — маленькая страна, но там хорошая футбольная команда, и они скоро завоюют Европу… А если серьезно, я не вижу никакой исламизации Европы, здесь нет никаких культурных изменений, хотя нам это пошло бы на пользу, ведь наша кровь постепенно становится все гуще. Я считаю, что если кто-то носит цилиндр, а кто-то шляпу или баскскую шапочку, то это нормально. Мы должны применять наши уголовные законы для уголовников — вот и все. Другое дело — то, что мы сами совершаем сейчас: это преступление против Европы. Посмотрите, что произошло в прошлом столетии! В течение этих ста лет Европа стала зоной гуманности, потому что люди поняли, что необходимо делать добро, воздавая свой человеческий долг. Я не хочу здесь устраивать политическую пропаганду, но я одобряю решение Меркель о принятии беженцев в Германии. Этим она подала пример всему континенту. Ведь речь идет о ментальном состоянии Европы, о гуманности, которую мы потеряли. Понимаете, 60 миллионов беженцев было на нашем континенте после Второй мировой войны, теперь происходит то же самое. Но раньше мы помогали беженцам, теперь — нет. А ведь мы должны быть людьми! Если не станем людьми — кем мы тогда будем?»

Метки записи:  Аки Каурисмяки, беженцы, обсуждение, премьера, прогнозы
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2025 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!
Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам.
Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)