Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Свежие новости

  • Бэнкси нарисовал новое граффити на стене тюрьмы в Рединге
    Бэнкси нарисовал новое граффити на стене тюрьмы в Рединге
  • 8 марта откроют доступ в гримерку Андрея Миронова
    8 марта откроют доступ в гримерку Андрея Миронова
  • Паулина Андреева родила Бондарчуку ребенка: событие было окутано завесой тайны
    Паулина Андреева родила Бондарчуку ребенка: событие было окутано завесой тайны
  • Проект реставрации Дома Мельникова в Москве утвердят в 2021 году
    Проект реставрации Дома Мельникова в Москве утвердят в 2021 году
  • Страхов и Аверин стали заложниками стереотипов военного кино
    Страхов и Аверин стали заложниками стереотипов военного кино
  • Передача Михалкова "Бесогон" вернется в телеэфир
    Передача Михалкова "Бесогон" вернется в телеэфир

Listis

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход завершение игра история итоги кино кинофестиваль концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание особенность отказ открытие планы поздравление показ показатели постановка премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль фестиваль фильм юбилей

В мире

О запонках Бродского рассказали на виртуальной выставке музея Ахматовой

17 февраля 2021 | Рубрика: Музеи, Театры | Нет комментариев
О запонках Бродского рассказали на виртуальной выставке музея Ахматовой

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме в Петербурге открыл виртуальную выставку «Иосиф Бродский. Продолжение пространства». Она посвящена разнообразным путешествиям поэта: от Великобритании и Швеции до Италии, Франции и Польши. Каждая из этих стран оказала своё влияние на нобелевского лауреата, о чём лучше всего говорят уникальные предметы, связанные с Бродским. Они и стали «героями» онлайн-экспозиции, оценил которую и корреспондент «МК».Главный экран выставки представляет собой своеобразную карту, на которой запечатлены те страны, где Бродский побывал, а также отдельный раздел «Путешествия», повествующий о роли странствий в жизни поэта. Здесь, как и в других географических точках этого виртуального пространства, большую роль играют фотографии предметов и вещей. Например, знаменитого кожаного чемодана, который в качестве трофея привёз в Ленинград отец Бродского из Китая в 1948 году. Когда семья через семь лет переехала в Дом Мурузи, чемодан, как отмечается на выставке, «стал частью укреплений стен микрокосма, который Иосиф Бродский создавал на десяти метрах».

«Моя половина соединялась с их [родителей] комнатой двумя высокими арками почти под потолок, которые я все время пытался заполнить различными комбинациями книжных полок и чемоданов, чтобы хоть как-то отделиться от родителей, обрести немного приватности. На верх шкафов я навалил все наши чемоданы. Их было много; но все равно до потолка не доходили», – вспоминал поэт.

Именно с этим чемоданом Бродский навсегда покинул Советский Союз в 1972 году, пропутешествовал по Америке и Европе, а в 1985 оставил его французскому историку Веронике Шильц. Она же через семнадцать лет передала чемодан музею Ахматовой. Такое вот путешествие.

«Мы отталкивались от двух точек: от биографии Бродского и от предмета, — говорит о концепции выставки один из её кураторов Анастасия Павловская. — Каждая из этих вещей и предметов становится одновременно свидетелем и свидетельством. Если этот предмет или вещь «разговорить», то они могут очень много рассказать о Бродском и о его путешествиях».

Одна из особенностей выставки в том, что у каждого раздела свой куратор, который сам проводил исследование, отбирал предметы, писал текст. Анастасия курирует раздел «Польша». Эта страна уж точно не приходит на ум, когда речь идёт о Бродском, да и был он там всего дважды: в 1987 и в 1993, когда ему присудили степень почётного доктора Силезского университета в городе Катовице. Между тем, Польшу и поляков поэт очень любил, польских поэтов в большом количестве переводил, а польский язык, по утверждению Льва Лосева, выучил, чтобы читать Камю и Кафку, а также польские журналы «Przekrój» и «Szpilki».

«Для поколения Бродского Польша была глотком свежего воздуха. Если не окном, то форточкой, через которую советский интеллектуал мог прикоснуться к мировой культуре, современной философии, кинематографу, западной эстетике, — отмечает Анастасия Павловская. — Он полюбил поляков за бунтарство, за искусство сопротивления, которому, как он утверждал, поляки его научили».

Помимо журналов «Przekrój» и «Szpilki», историю любви Бродского к польской культуре иллюстрируют книга польского писателя Ежи Анджеевского «Пепел и алмаз», а также его свободолюбивые идеи поддержки движения «Солидарность», о котором он, находясь уже в свободной Польше, скажет: «Стоя тут, на польской земле, перед вами, поляками, я хочу выразить свою глубочайшую признательность вашему народу за уничтожение самого великого зла, какое знало человечество: коммунистической системы».

Из Польши можно переместиться в Швецию – страну, не менее важную для Бродского. Впервые он приехал туда в 1973 и сразу признал почти родной. Не случайно два ключевых события в жизни поэта произошли в скандинавской стране. В 1987 году в Швеции ему вручили Нобелевскую премию по литературе. Вот фотография входного билета на имя Иосифа Бродского на Нобелевскую лекцию 8 декабря 1987 от Шведской Академии в Главный зал Borssalen.

Интересно, что этот билет передал в музей режиссер и писатель, бывший муж Аллы Пугачёвой, Александр Стефанович. По нему он прошел на лекцию Бродского, и был единственным гражданином СССР, услышавшим её «в живую». Он же снял фильм «Бродский, Нобелевская премия».

В Швеции, в Стокгольмской ратуше 1 сентября 1990 года прошла церемония бракосочетания Бродского и Марии Соццани. Её можно увидеть на открытке с видом на Стокгольм из Большой церкви на западную сторону, которую вдова поэта передала музею.

Однако, пожалуй, самый необычный атрибут шведского раздела — запонки Бродского (точнее, история о них), о которых рассказывает куратор Марина Крышталева:

«Запонки совершенно не характерны для Бродского, чей имидж можно соотнести с образом американского профессора, — объясняет она. — На множестве фотографий, где видны манжеты поэта, мы не найдём запонки как предмет повседневного обихода. Да и на Нобелевскую церемонию Бродский фрак надевать не хотел, и к подобному типу одежды относился недружелюбно».

Тем не менее, Бродский всё же решил соблюсти нобелевский дресс-код. Его манжеты «украшали круглые запонки из плакированной стали с рельефным изображением символа Шведского королевства — тремя коронами на эмали традиционного голубого цвета». В этом костюме бывший ленинградский мальчик танцевал с королевой Сильвией, которая была младше его всего на три года, и которая очаровала Бродского «до конца».

Марина Крышталёва курирует и раздел «Великобритания». На туманном Альбионе поэт оказался уже в 1972 году, когда ждал трансфера из Англии в США, и провёл там около трёх недель. После он возвращался в Англию довольно часто.

«Перед нами портрет Бродского в Венеции в плаще или тренче Burberry, который можно узнать по характерной клетке, — рассказывает Марина Крышталёва. — Носит он имя Вестминстер по имени района в Лондоне, с которым у Бродского связано множество воспоминаний. Он пишет, как ходил на выступление Парламента, как мог засиживаться в Вестминстерском дворце. Человек в плаще присутствует и в поэзии Бродского».Тут же сказано и о любви к Италии. Как же без этой прекрасной страны, столь ценимой Бродским. Путешествие по Италии Бродского начинается с Венеции. О ней он грезил ещё задолго до того, как попал туда. Быть может, в 1948 году, когда увидел вот эту гондолу – небольшой сувенир, ещё один трофей, привезённый его отцом из Китая в 1948 году.

«Предмет хорошо иллюстрирует связь доэмигрантского и послеэмигрантского периода поэта, — говорит куратор раздела Анна Завьялова. — Сохранились фотографии из собрания музея, на одной из которых мы можем видеть Бродского в доме Мурузи, где на заднем плане – часть этой гондолы, и также есть фотографии из американской квартиры на Мортон-стрит в Нью-Йорке».

Тут же и редкая книга с четырьмя стихотворениями к Рождеству на итальянском и русском языках. Она отсылает к уже к Милану – городу, который не сразу приходит на ум при разговоре о Бродском. Тем не менее, именно там находились издательства, которые публиковали Бродского на итальянском языке.

Интересен и ещё один экспонат итальянского происхождения, принадлежавший поэту, — металлическая рыба, которая использовалась Бродским как подставка под открытку. Сейчас такие рыбы продают в качестве салфетниц.

Побывал Бродский и в Риме. На фотографии он запечатлён на римском Форуме. Снимок сделал его ленинградский приятель Ефим Славинский, который потом эмигрировал и работал в Лондоне в русской службе BBC.

Эта фотография позволила затронуть тему античности, которая была важна для Бродского и до эмиграции, и после. Получилось небольшое путешествие из Венеции в Рим через Милан с воспоминаниями о Петербурге и Ленинграде, — поясняет Анна Завьялова.

Отдали дань на виртуальной выставке и Франции, хотя к ней поэт относился прохладно. В разделе отмечается, что «самое раннее фото Бродского в Париже из собрания музея относится, вероятно, к январю 1973-го или к январю 1976 года, когда Бродский бывал во Франции проездом. Поэт стоит у Пантеона рядом с памятником своему коллеге — Пьеру Корнелю — на фоне церкви XVII века Сент-Этьен-дю-Мон (Saint Étienne du Mont), где похоронены Паскаль и Расин. На обороте снимка уверенной рукой Бродского карандашом написано «Рим».

«Бродский был связан с Францией прочнее, чем кажется, — говорит куратор Павел Котляр. — Он был связан с ней через удивительные исторические параллели, через признание, которое отразилось через присуждение ему Ордена Почётного легиона, через французских художников, которые повлияли на него и как на художника, и как на поэта. С Францией связаны для Бродского очень близкие люди, в первую очередь, Вероника Шильц. Он регулярно читал там лекции, проводил семинары, совершал беззаботные поездки во французские городки с величественными готическими соборами. Для французов он входит в пантеон великих авторов двадцатого века.

Масштабное путешествие Бродского в виртуальном пространстве помогли осуществить куратор раздела «Путешествия» Ольга Сейфетдинова, дизайнер Иван Кардашев и фотограф Анна Маленкова.

На выставке жизнь и творчество Бродского предстают с необычного ракурса и расширяют представление о его многогранной личности. Вместе с поэтом зритель ощущает ту самую великую «тоску по мировой культуре».

Метки записи:  Бродский, выставка, мнение, описание, прогнозы

Читайте также

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2021 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!