Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Кардиолог Фомичева: отложения жира на талии создают угрозу для сердца
Психолог Сапкин назвал возможную причину хронической усталости
Специалисты рассказали, чем полезны дополнительные 46 минут сна
Как замедлить старение: учёные нашли способ омолодить клетки
Что будет, если не крестить младенца: священник объяснил

Свежие новости

  • Шнурова засняли за поцелуем с экс-супругой на концерте в Екатеринбурге
    Шнурова засняли за поцелуем с экс-супругой на концерте в Екатеринбурге
  • В Сочи представили сделанную в 1940-е раритетную коллекцию мультфильмов
    В Сочи представили сделанную в 1940-е раритетную коллекцию мультфильмов
  • Прощальный танец в подводной лодке: в Мурманске поставили спектакль о родном городе
    Прощальный танец в подводной лодке: в Мурманске поставили спектакль о родном городе
  • Валерий Николаев рассказал о перевоплощении в деда и правильных актерских капризах
    Валерий Николаев рассказал о перевоплощении в деда и правильных актерских капризах
  • В прокат вышел фильм Marvel «Громовержцы*»
    В прокат вышел фильм Marvel «Громовержцы*»
  • «Евровидение-2025» ждет решения Селин Дион и разбирается с секс-скандалами
    «Евровидение-2025» ждет решения Селин Дион и разбирается с секс-скандалами

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход история итоги кино концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание описнаие опсиание особенность отказ открытие перспективы планы поздравление показ показатели премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль статистика фестиваль фильм юбилей

На экраны вышел фильм Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица»

13 декабря 2023 | Рубрика: Кино | Нет комментариев
На экраны вышел фильм Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица»

О фильмах Хаяо Миядзаки в критике принято писать с придыханием — типа «глоток счастья». В публике иной раз проскальзывает сомнение: что-то не очень понятно, не очень стройно и очень длинно. По отношению к 125-минутному «Мальчику и птице» кажутся справедливыми обе крайности: глоток счастья сбивается невнятной фабульной линией и непомерной для анимационного фильма длиной.

Кинопоиск
Дома в Японии картина выпускалась в строжайшей тайне — не было ни трейлера, ни настоящей рекламы. Рекламой служило обещание 82-летнего мастера этим фильмом попрощаться с публикой: фильм сразу побил кассовые рекорды отечественных аниме. Впрочем, как прощание позиционировался и его предыдущий фильм «Ветер крепчает», да и теперь уже появились сообщения о том, что Миядзаки готовит новые проекты.

Но «Мальчик и птица» действительно похож на подведение итогов, на прощальный бал излюбленных режиссером-художником образов, разбросанных там и сям по сюжету. Птица — зубастая цапля — таит в своем чреве злобного красноносого карлика, гротескный профиль которого уже не раз появлялся у Миядзаки, бабушки в поместье напомнят точно таких же добродушных бородавчатых старушек из «Рыбки Поньо на утесе», а белые летающие шарики с ручками-ножками словно слетелись сюда из «Принцессы Мононоке». Природа и здесь антропоморфна, а животный мир смахивает на человеческий.

Здесь все та же безошибочно нас подкупающая смесь наивно детского взгляда на мир с философской умудренностью старости, персонажи этих аниме, как обычные люди, с аппетитом поедают джем и испытывают потребность пойти в туалет, но могут и взлететь над миром, и провалиться под земную твердь, и пересечь границы времени, чтобы встретиться с их будущей мамой, а пока их ровесницей.

В снятой десять лет назад полубиографической картине «Ветер крепчает» Миядзаки сделал, на мой взгляд, малоудачную попытку из мира сказочных чудес опуститься в мир технарей, в круг инженерии, во времена своего детства — годы Второй мировой войны. Фильм для анимации казался слишком заземленным, лишенным обычного у Миядзаки разгула воображения.

В «Мальчике и птице» образы и комплексы своего детства автор сохранил, но вернулся к сказочной символике, из которой, собственно, и состоит все действо — здесь нет фабулы, которую можно пересказать, а есть подвижная, зыбкая, мерцающая система метафорических образов, которые можно толковать как угодно, только не как линейную фабулу. Все начинается в военном детстве, когда под вой воздушной тревоги в пожаре погибает мать маленького Махито — врач в разрушенной бомбой больнице. Отец героя (как и отец самого Миядзаки — владелец завода, выпускающего детали для бомбардировщиков), вынужден увезти сына из Токио в свое имение на берегу реки. А вскоре там появится и его новая жена Нацуко.

И вот пока Махито пытается освоиться в своей новой школе, его начинает донимать какая-то цапля, зовущая его к старой башне, напоминающей Ходячий замок из фильма 20-летней давности. И уже ясно, что Махито — как бы alter ego самого Миядзаки, снимающего свой причудливый «Амаркорд» — путешествие в мир своих детских страхов и снов. Это сновидческое и начнется в момент, когда герой, сопровождаемый бородавчатой бабушкой, в поисках исчезнувшей Нацуко проникнет в башню — портал в альтернативные реальности и иные временные измерения.

Интимностью повествования, субъективностью этой исправленной воображением памяти, вероятно, объясняется зашифрованность многих образов фильма и особенно логики их появления в фильме. Махито встретит в этих новых мирах и пиратку-рыбачку Кирику, и агрессивных попугаев, марширующих под водительством своего напыщенного лидера, и шарикообразные существа «варавара», которые взлетают под небеса, чтобы потом на Земле родиться уже как люди, и пожирающих их пеликанов, и даже подобие Всевышнего, обеспокоенного нарушенным равновесием опасно накренившейся Вселенной. По типу повествования все это напоминает и новые авантюры Гулливера в невообразимых пространствах новых Лапут, и приключения Алисы в стране Чудес. Хотя, как часто бывает с лирическими героями, Махито среди выразительных персонажей самый безликий — никакой.

Дать такому сюжету простое и понятное объяснение невозможно. Миядзаки и прежде охотно погружался в философские вопросы Бытия и неумолимо приближающегося Небытия, жизни земной и загробной, поджидающей все сущее Смерти, за которой, однако, последует новое Рождение. Говорящую Цаплю он наделяет злободневной способностью изрыгать только ложь: для нее жульничество, коварство, предательство — и есть главная житейская мудрость. Населяющие поместье старушенции говорливы, хлопотливы, пугливы и вносят в фильм нечто домашнее, уютное. Но уюту противостоят безбрежные пространства — бесконечные небеса, бушующие океанские волны, которые разбиваются о вполне прозаические двери, за которыми банальный коридор с гостиничными номерами.

Сновидчески прихотливая, непоследовательная природа таких образов — то забавных и милых, то эпических и величественных, то гротескных и пугающих — образует свою поэтику, в которой осваиваешься далеко не сразу, но она, как всегда у Миядзаки, интригует и завораживает. Фильм становится вашим личным приключением, вашей грезой и вашими сновидениями — и от того, окажется ли это созвучно вашей трактовке окружающего нас мира здесь и сейчас, полностью зависит и ваше отношение к экзотике пережитого в зрительном зале.

Фильм снимался почти десять лет: бригада из шести десятков художников вручную рисовала каждый кадр, выдавая на гора минуту экранного времени в месяц. Работа невообразимо сложная, скрупулезная и гигантская по объему, но ее результат теперь тоже кажется итоговым, прощальным для целой отрасли анимации — рукотворной. Да, такая анимация как бы хранит тепло человеческих рук, но современный компьютер уже и ее сделал архаичной. Застывший фон, застывшие лица персонажей второго плана — все эти неизбежные следствия экономии труда и времени прорисовщиков, ранее как бы не замечаемые, теперь бросаются в глаза, «омертвляя» картинку и напоминая: все в кино, как и в жизни, стареет, дряхлеет и проходит, оставляя в поколениях прекрасные воспоминания о любимых фильмах, унесенных призраками в седую вечность.

Метки записи:  мнение, описание, показатели, Хаяо Миядзаки "Мальчик и птица"
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Раскрыты главные особенности ухода за кожей в жару
Названы пять ежедневных привычек для долголетия
Как очистить диван от любых пятен? Профессиональные секреты от мастера-технолога химчистки
Ваш язык — показатель чистоты всего организма
5 признаков того, что человек проживет долго: что говорят ученые
Кофе, рис и яйца оказались источником вызывающих рак «вечных химикатов»

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2025 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!
Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам.
Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)