Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Свежие новости

  • "Борат-2" получил "Золотой глобус" как лучшая комедия
    "Борат-2" получил "Золотой глобус" как лучшая комедия
  • «Золотой глобус» получило доверенное лицо президента Назарбаева
    «Золотой глобус» получило доверенное лицо президента Назарбаева
  • У Земфиры вышел первый за восемь лет альбом
    У Земфиры вышел первый за восемь лет альбом
  • Умер актер Вячеслав Голоднов
    Умер актер Вячеслав Голоднов
  • Полторы сотни новых российских проектов представят на кинорынке Берлинале
    Полторы сотни новых российских проектов представят на кинорынке Берлинале
  • В Ленкоме дадут бал в честь Евгения Герасимова
    В Ленкоме дадут бал в честь Евгения Герасимова

Listis

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход завершение игра история итоги кино кинофестиваль концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание особенность отказ открытие планы поздравление показ показатели постановка премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль фестиваль фильм юбилей

В мире

В Эрмитаже открывается масштабная выставка Якоба Йорданса

1 марта 2019 | Рубрика: Другие новости | Нет комментариев
В Эрмитаже открывается масштабная выставка Якоба Йорданса

На время выставки огромное полотно Якоба Йорданса «Оплакивание Христа» впервые временно переедет из Александро-Невской лавры в Эрмитаж.

Плодовитый и востребованный художник, блестящий живописец и рисовальщик, Йорданс, наряду с Рубенсом и Ван Дейком, ценился коллекционерами уже в XVII-XVIII веках. Неудивительно, что картины и рисунки этого «самого фламандского живописца» в России были в тех первых коллекциях, купленных Екатериной II, с которых начинается Эрмитаж. Так в знаменитой коллекции графа фон Брюля, купленной в Дрездене в 1768 году по поручению императрицы князем А.М. Белосельским-Белозерским за 180 000 голландских гульденов, были два шедевра Йорданса — «Павел и Варнава в городе Листре» (сейчас в Пермской художественной галерее) и «Сатир в гостях у крестьянина» (сейчас в ГМИИ им. А.С.Пушкина).

Нынешняя выставка в Эрмитаже — первая часть масштабного музейного проекта, продолжение которого можно будет увидеть осенью в ГМИИ им. А.С. Пушкина. С какими находками столкнулись в музее при подготовке этой выставки, «РГ» рассказала ее куратор Наталия Грицай.

В Эрмитаже покажут 19 картин Якоба Йорданса, множество его рисунков. Иначе говоря, его собрание в российских музеях весьма солидное. Чем объясняется популярность Йорданса в России?

Наталия Грицай: Популярностью среди мировых коллекционеров. Покупали старых мастеров. Среди них Рубенс, Ван Дейк, Йорданс — звезды первой величины. Три великих мастера фламандской школы XVII века. Целый ряд вещей куплен в XVIII веке во Франции. В пору Великой французской революции многие коллекции были разорены, работы появлялись на аукционах. Именно на парижском аукционе в 1793 году агент канцлера Безбородко купил «Бобового короля» Йорданса.

Кроме того, некоторые картины поступали как картины Рубенса, а потом выяснилось, что они принадлежат кисти Йорданса. Так, например, «Павел и Варнава в Листре», одна из первых картин, с которых начинается собрание Эрмитажа, считалась полотном Рубенса. Правда, автор рукописного каталога счел нужным высказать «особое мнение». Он написал, что на манеру Рубенса произведение все же не похоже. И оказался прав. Но то, что это произведение Йорданса, выяснилось уже в ХХ веке.

Ну, такие находки все же нечасты…

Наталия Грицай: Не скажите. На нынешнюю выставку из Екатеринбурга привозят полотно «Мелеагр и Аталанта», которое было отреставрировано. Эта картина считалась копией Йорданса. Каково же было удивление, когда после расчистки верхнего слоя, реставраторы обнаружили подпись… Йорданса. Пришлось поверить, что это подлинник.

Дело в том, что очень похожая картина, почти такая же по композиции, находится в Антверпене. Она широко известна примерно с XIX века. А «Мелеагр и Аталанта», которая находится в Екатеринбурге, в Россию попала в конце XVIII столетия. Она была в собрании графа Шереметева, но известна совсем не была. В 1920 году, после национализации, ее передали из Государственного музейного фонда в собрание Эрмитажа. Ее сочли копией — полное повторение известной антверпенской картины тогда могли воспринять только как копию. К тому же она была загрязнена…

В 1940-е годы ее отправили в Екатеринбург — тогда раздавали по музеям вещи. А когда стали реставрировать, готовя к одной из выставок, обнаружили подпись художника.

Я видела эту вещь. Она очень красивая. Она отличается от картины в Антверпене обликом, образом Аталанты. На мой взгляд, она тоньше написана, чем антверпенская.

Это картина не из мастерской Йорданса, а самого художника?

Наталия Грицай: Это ранние вещи. Тогда мастерской у него еще не было. Ученики были. Но работал он только сам. Это два варианта, написанные самим Йордансом.

Иначе говоря, выставка обещает несколько приятных открытий?

Наталия Грицай: Да, конечно. В Москве отреставрировали «Бегство в Египет». Мы его увидим первый раз после реставрации.

Если говорить об открытиях, я бы упомянула полотно «Повар у стола с дичью». Оно хранилось накатанным на вал, его развернули в 2015 году. Фигура повара на картине написана Йордансом. Стали реставрировать, нашли подпись Пауля де Воса. Так мы получили подтверждение, что роскошный натюрморт написан Паулем де Восом. Фламандские и голландские живописцы имели специализацию. Поэтому часто фигуры мог писать один художник, а для натюрморта он мог пригласить в помощь другого. Например, Йорданс работал со Снайдерсом. Теперь уже ясно, что и с Паулем де Восом тоже.

Выставки в Эрмитаже и ГМИИ им. А.С.Пушкина будут различаться?

Наталия Грицай: По составу работ — почти нет. «Бобовый король» у нас невыездной. В начале ХХ века его «переводили» на другой холст, поэтому картине требуется определенный режим. Мы никогда его никуда не даем. В Москву он тоже не поедет.

Традиционно говорят о взаимовлиянии голландского искусства и итальянского. Можно ли говорить о влиянии итальянцев на «самого фламандского художника»?

Наталия Грицай: Самое сильное влияние было, конечно, Караваджо. Хотя Йорданс в Италии никогда не был, но итальянским искусством интересовался. Он мог его знать по гравюрам, по картинам в коллекциях соотечественников, того же Рубенса. И главное — в Антверпене в церкви Святого Павла с 1620-х годов была «Мадонна с четками» Караваджо. Она была куплена специально для этой церкви вскладчину несколькими фламандскими художниками. Это означает, что Йорданс мог видеть оригинал Караваджо, а остальное знать, воспринять от своих соотечественников, испытавших влияние Караваджо.

Можно ли говорить о влиянии Йорданса на европейское искусство?

Наталия Грицай: Например, «Отплытие на остров Киферу» Антуана Ватто явно восходит к некоторым композициям Йорданса. Есть замечательный рисунок у Йорданса на эту тему. Йорданс много работал для шпалер. У него есть масса рисунков для шпалерных композиций. К сожалению, не все шпалеры сохранились.

Метки записи:  выставка, мнение, открытие, Эрмитаж

Читайте также

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2021 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!