Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Свежие новости

  • У Земфиры вышел первый за восемь лет альбом
    У Земфиры вышел первый за восемь лет альбом
  • Умер актер Вячеслав Голоднов
    Умер актер Вячеслав Голоднов
  • Полторы сотни новых российских проектов представят на кинорынке Берлинале
    Полторы сотни новых российских проектов представят на кинорынке Берлинале
  • В Ленкоме дадут бал в честь Евгения Герасимова
    В Ленкоме дадут бал в честь Евгения Герасимова
  • Надежда Бабкина представит свою книгу "Модная народная"
    Надежда Бабкина представит свою книгу "Модная народная"
  • Шоу про Сергея Бурунова оказалось несмешным
    Шоу про Сергея Бурунова оказалось несмешным

Listis

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход завершение игра история итоги кино кинофестиваль концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание особенность отказ открытие планы поздравление показ показатели постановка премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль фестиваль фильм юбилей

В мире

Тереза Дурова поставила комедию о российских пенсионерах

13 марта 2019 | Рубрика: Кино, Театры | Нет комментариев
Тереза Дурова поставила комедию о российских пенсионерах

Про пенсионеров, пенсионный возраст и психологическую адаптацию можно услышать еще до начала спектакля: пока зрители рассаживаются по местам, в зале звучит фрагмент записи некой радиопередачи. Два женских голоса, кстати, неопределенного возраста, бодро щебечут: стоит ли заменить убогое «пенсионер» на благозвучное и обманчиво-респектабельное «сеньор»? И приведет ли подобный ребрендинг к повышению размера пенсии в стране? Как вообще жить, чтоб чувствовать себя веселым, а не унылым пенсом?

Слово «ребрендинг» еще не раз всплывет уже в премьерном спектакле, но об этом пока никто, кроме режиссера Дуровой и актеров, не знает. Но из-за него, треклятого, в «Бабе CHANEL» и начнется весь сыр-бор. Интересное сочетание простонародного определения особи женского пола с именем родоначальницы известного бренда, не правда ли? Но, если разобраться, Шанель, как ни посмотри, все же баба.

А на сцене Малого зала уже вовсю разворачивается модный показ — яркие, сочные в своей цветовой гамме русские сарафаны, оригинальные, непривычные по форме кокошники, ну разумеется, песни, шутки, прибаутки. В таком виде а‑ля рюс лебедушками выплывают пять красоток возрастной группы 70+, при каждой сумка на колесиках. Это солистки ансамбля «Наитие», про которых и написал свою дивную пьесу Коляда. Казалось бы, в центре внимания постановки геронтологическая тема, в которой больше горечи, чем оптимизма. Однако ее героини — пять старушек — производят прямо противоположное впечатление.

Как в школьном сочинении, они возвращаются счастливые и усталые после хорошо сделанной работы — их самодеятельный хор «Наитие» только что триумфально завершил юбилейный концерт. И теперь его участницы готовы отметить это по-нашему, по-российски — водка, селедка (под шубой), сама как молодка.

— Водка хоть и белая, но что-то раскраснелась я, — произносит самая старшая из хоровой компании — Капитолина. Ох уж эта баба Капа! Жжет как чемпионка по хайпу: что ни реплика — смех и аплодисменты. А она, сухонькая, сидит бочком во главе импровизированного стола из фанерного щита с надписью «не курить» и подает реплики, комментируя происходящее.

А что, собственно, происходит-то за этим юбилейным столом? Престарелые хористки (языкастая Тамара, долговязая и очкастая Нинка, Ираида Ивановна, которая что баба на чайнике, Сара Абрамовна — ходячий цитатник поэзии Серебряного века, и Капочка — с талантом виртуозно лепить правду-матку) радуются успеху, незлобиво переругиваются, опрокидывая рюмашку за рюмашкой. Даже обижают друг друга и тут же жалеют товарок. Но при малейшей опасности, при виде общего врага объединяются и, несмотря на преклонный возраст, готовы выстроиться «свиньей» и обрушить всю оборонительную ярость на врага.

А враг опасен, потому что… молод, красив и нахален. То есть вражина — Роза Глухих (Маргарита Белкина), сразу прозванная бабой Шанелью. Вместе с запавшим на нее руководителем «Наития» Сергеем Сергеевичем (Даниил Исламов) они готовят ребрендинг хора. Нет, не на таких напала эта самая Шанель с длинными ногами в красных сапогах, маленьком черном платье с рынка и крутой грудью.

За полтора часа «Бабы CHANEL» проявляется российская жизнь с ее ментальностью, которую, как известно, аршином общим не измерить. Но Терезе Дуровой удается показать ее как-то удивительно легко: без злобной карикатуры, так распространившейся в последнее время, но с юмором, без плоской схемы, но в объеме. Ментальность, где в мертвой схватке непонятно как сосуществуют широта, щедрость со сварливостью коммуналки и немотивированной завистью, косность с готовностью идти до конца, в том числе и собственной жизни. И еще много чего сочетается в ней несочетаемого. Но все равно — наперекор, вопреки, с упертостью и одержимостью.

Пять разных возрастных характеров в исполнении исключительно молодых актрис — Анастасии Тюковой, Юлии Юнушевой, Татьяны Калакиной, Ольги Надуваевой, Елены Астафьевой, а также примкнувшим к ним Маргариты Белкиной и Даниила Исламова — сливаются в блистательный актерский ансамбль, собранный и сыгранный под управлением первоклассного дирижера. Дурова строит свой спектакль на игре и на деталях, кажется, малозначительных, но во многом определивших образ спектакля. Скажем, старушки-хористки собираются с сумками на колесиках.

— Каждый день мы видим в метро и на улице таких бабушек и с такими баулами — они все время едут и едут куда-то и что-то везут, — скажет драматург Коляда после премьеры. — Что там в этих сумках? Вся жизнь, наверное. Бездонная и огромная, несчастная и безнадежная. Но все равно неубиваемая.

— Мы, русские, без кокошников не можем! — произносит с пафосом Сара Абрамовна, поправляя головной убор, больше подходящий жительнице Калькутты, чем российской глубинки.

А в результате перед нами жизнь — прожитая ими всеми и каждой по отдельности. Как смогли, прожили, как позволили власти и обстоятельства. На первом плане не социальное, а человеческое — самое интересное в искусстве, даже в продвинутой первой четверти XXI века. Где фривольности вроде песенки правдорубки Капы: «Артишоки, артишоки и миндаль, не растут на ж…, очень жаль», — звучат натуральнее пластмассовой попсы.

Метки записи:  комедия, мнение, пьеса, Тереза Дурова

Читайте также

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2021 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!