Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

Свежие новости

  • Смерть Александра Кальянова стала ударом для Пугачевой и Цыгановой
    Смерть Александра Кальянова стала ударом для Пугачевой и Цыгановой
  • Михаил Галустян объяснил, почему так и не стал резидентом Comedy Club
    Михаил Галустян объяснил, почему так и не стал резидентом Comedy Club
  • Оперу Владимира Дашкевича «Двенадцать» поставят в Самаре
    Оперу Владимира Дашкевича «Двенадцать» поставят в Самаре
  • Режиссер Нина Чусова впервые наберет курс на актерском факультете ГИТИСа
    Режиссер Нина Чусова впервые наберет курс на актерском факультете ГИТИСа
  • ЗД Итоги-2020: глобальный кризис неожиданно привел к музыкальному изобилию
    ЗД Итоги-2020: глобальный кризис неожиданно привел к музыкальному изобилию
  • В Британии появятся новые сериалы с Шоном Бином, Грегом Дэвисом и Беном Уишоу
    В Британии появятся новые сериалы с Шоном Бином, Грегом Дэвисом и Беном Уишоу

Listis

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход завершение игра история итоги кино кинофестиваль концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание особенность отказ открытие планы поздравление показ показатели постановка премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль фестиваль фильм юбилей

В мире

Монумент прошлого: МАММ вспоминает Владимира Янкилевского

26 сентября 2019 | Рубрика: Живопись, Музеи | Нет комментариев
Монумент прошлого: МАММ вспоминает Владимира Янкилевского

Советский Союз продолжает жить в искусстве. Выставка шестидесятника, классика нонконформизма Владимира Янкилевского в Мультимедиа Арт Музее Москвы (МАММ) почти целиком состоит из работ, созданных автором в эмиграции, уже в 1990-е и 2000-е. Но темы коммунального прошлого, несвободы личности, однообразия повседневного серого бытия в СССР он исследовал до последних дней. Теперь, после смерти автора, особенно очевидно их вневременное значение.

Полтора года назад в Музее современного искусства открылась крупная ретроспектива Янкилевского, созданная при участии художника и планировавшаяся как юбилейная — к его 80-летию, но, увы, оказавшаяся посмертной: художник не дожил до нее два месяца. И в этом усматривалась усмешка судьбы: при жизни его творчество так полно и тщательно на родине практически не показывали.Казалось бы, зачем еще одна ретроспектива? Но экспозиция в МАММ не претендует на всеохватность и не прослеживает эволюцию стиля, зато с лаконичной наглядностью демонстрирует основные мотивы Янкилевского на примере поздних работ камерного формата — графики и коллажей. Исключение — крупная инсталляция «Героический монумент», воздвигнутая в центре зала и организующая всё пространство вокруг себя. Она была воссоздана по фотографиям и эскизам Янкилевского, так что, строго говоря, это не оригинал. Но в данном случае концепция важнее, чем выделка деталей рукой автора.

Ключи к ее пониманию — как раз в рисунках. Например, серия «Люди в ящиках» наводит на мысль, что странную конструкцию из полых блоков можно рассматривать как метафору социума, заставляющего человека втискивать свой мир в искусственные, подчас абсурдные рамки. А забавные колесики, флажок на одном из выступов и угловатые формы этой серой махины вызывают в памяти ленинский броневик — символ революционных идей, переродившихся со временем в нечто уродливое.

За 1960-е и 1970-е Янкилевский сформировал свой индивидуальный язык, где каждый элемент — узнаваем, будь то скупая цветовая гамма, эксцентричная, подчас даже карикатурная пластика и, конечно, галерея образов, главный из которых — утрированный профиль, лишенный реальных черт и призванный показать обобщенное мужское начало и одновременно самого художника. Целая серия крупных коллажных «Автопортретов» с этим профилем представлена на выставке, и можно только подивиться, как один и тот же контур (с минимальными вариациями) каждый раз наполняется новым содержанием.

Янкилевский будто приглашает зрителей в свою голову, предлагает посмотреть на тайные шестеренки творчества (они изображены буквально, как и ниточки от глаза к мозгу), изучить навязчивые идеи автора, его художественный «словарь». В менее явном виде это характерно и для остальных работ: одни и те же мотивы звучат здесь снова и снова. Так, например, Янкилевский бесконечно изображает горизонт. Но в одних случаях он воспринимается как рай, в других же — как неизбежная перспектива конца.

Да, в экспозиции нет знаменитых объемных триптихов — пожалуй, главного жанра Янкилевского. Но в столь камерном помещении они были бы неуместны. И главное, выставка убедительно доказывает, что этот художник хорош и узнаваем во всех форматах и его работы на бумаге не менее интересны, выразительны, чем ассамбляжи во всю стену. В конечном счете, всё его творчество, а не только одна скульптура — героический монумент. Пусть и героя этого уже нет с нами.

Метки записи:  МАММ, мнение, Монумент, музей

Читайте также

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2021 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!